Шумовой террор. Как застройщики решают проблему шума вблизи магистралей

Автор фото: Интерпресс

Несмотря на то что в настоящий момент в Петербурге более 2 млн человек страдают от воздействия транспортного шума, возможностей возводить новые жилые комплексы вдали от городских магистралей у девелоперов немного. Проблема уменьшения шумового давления решается с помощью архитектурно–планировочных решений.

Предельно допустимые значения звукового давления составляют 40 дБ днем и 30 дБ ночью, однако более трети жителей Северной столицы ежедневно подвергаются шумовому воздействию, достигающему 70–100 дБ.
При этом, по словам экспертов, уровни городских шумов возрастают в среднем на 1 дБ в год. В то же время многие свободные земельные пятна, которые расположены в привлекательных, инженерно подготовленных местах, имеют развитую инфраструктуру и хорошие видовые характеристики, находятся в непосредственной близости от магистралей с активным транспортным трафиком. Застройщики, развивающие проекты на территориях, попадающих в зону повышенного звукового давления, активно применяют технологии шумозащитной архитектуры.
Сегодня существует целый ряд способов защиты будущих жильцов от агрессивного воздействия шума. В частности, в некоторых жилых комплексах проектировщики, желая защитить жильцов квартала от шума, вдоль шумных дорог строят своего рода преграду в виде большого дома с минимумом окон и проемов на фасаде.
Такое здание выполняет функцию отражателя звуков и, по словам главного конструктора Setl City Марии Марковой, экранирует транспортные шумы, защищая дворы снаружи квартала. При этом на шумную сторону выходят только кухни, прихожие, лестницы и другие места общего пользования, а большинство жилых помещений смотрят в тихий двор. В некоторых случаях применяются архитектурно–планировочные решения, при которых жилые комнаты одно– и двухкомнатных квартир и две комнаты трехкомнатных квартир обращены во двор или в сторону, противоположную городской магистрали. Первые этажи таких зданий, наиболее подверженные воздействию шума, как правило, отдаются под коммерческие помещения.
"Чем выше этаж, тем меньше слышно улицу. Так, в квартирах на 17–м этаже и выше шум дорог практически не слышен даже при открытых окнах", — поясняет директор по развитию строительно–инвестиционного холдинга "Аквилон Инвест" в Санкт–Петербурге Виталий Коробов.

По форме буквы

Кроме того, имеет значение конфигурация постройки. По словам Виталия Коробова, защитить от проникновения шума на внутреннюю территорию помогают жилые дома, имеющие полузакрытый двор и напоминающие по форме букву П.
"Также распространенным методом является расположение домов на участке в виде двух корпусов, повернутых буквой "С" друг к другу и образующих полностью закрытое и шумозащищенное внутреннее пространство", — рассказывает директор по развитию строительно–инвестиционного холдинга "Аквилон Инвест" в Санкт–Петербурге Виталий Коробов.
Директор по развитию компании "Л1" Надежда Калашников поясняет, что воздушный шум снижается по мере удаления строения от магистрали, в том числе за счет препятствий в виде других жилых корпусов. Однако, по ее мнению, в современном градостроении здания–экраны и жилые дома — это не совместимые понятия. "В роли зданий–экранов могут выступать только административные или коммерческие объекты", — уверяет эксперт. В ЖК "Царская столица" от ЛенСпецСМУ, который расположен в непосредственной близости от Московского вокзала, ограждающими экранами сделали паркинги — они защищают комплекс от шума железной дороги.

Заэкранье

При этом, как отмечают эксперты, в некоторых случаях здания–экраны могут стать доминантой всего проекта и даже украсить его. Например, в ЖК "Гранд Капитал" роль шумозащитного экрана выполняет низкоэтажное здание коммерческого назначения, стилизованное под корабль. Оно тянется вдоль всего жилого комплекса и не имеет ни одного проезда или подворотни, благодаря чему от шума со стороны проспекта Испытателей и железной дороги защищены не только жильцы самого ЖК "Гранд Капитал", но и жители ближайших пятиэтажек.
По словам Виталия Коробова, внешними преградами также могут служить земляные валы вдоль шумных автодорог и зеленые насаждения.
По данным экспертов, посаженная перед домом живая изгородь из кустарника в один ряд шириной 10 м убирает шум на 3–4 дБ, а бульвар шириной 70 м снижает шумовое давление на 10–14 дБ. Однако такой эффект можно получить только в весенне–летний сезон, когда на деревьях есть листва. По мнению главного конструктора Setl City Марии Марковой, более эффективным способом исключения транспортных шумов являются акустические экраны. "Такие экраны защищают площадки отдыха детей и взрослых, территории детских садов, — рассказывает Мария Маркова. — Компании–производители предлагают множество разных видов шумозащитных экранов как из бетона, дерева, металла, так и из пластика". По словам Марии Марковой, все акустические экраны делятся на три группы: отражающие звук, поглощающие его и комбинированные. Но их конструкция примерно одинакова — это однослойные или многослойные панели с шумоотражающим наполнителем.
Некоторые компании по мере необходимости устанавливают шумозащитные панели на территории своих проектов. Так, в этом году шумозащитный экран появился на крыше офисного центра на Ушаковской набережной, который находится в составе жилого комплекса Riverside. Экран ограждает вентиляционное оборудование и поглощает шум, таким образом, защищая от него жилые дома в составе ЖК. Установлены шумозащитные экраны и в ЖК "Реалист", ЖК "Георг Ландрин", в некоторых комплексах компаний "КВС" и "ЛСР".