Под куполом звучали народные голоса. Как Исаакий стал православным символом

Автор фото: Сергей Коньков

Исаакий — православный храм, показал опрос, проведенный РПЦ. У Минкульта свой опрос, по которому он — любимый музей.

В воскресенье завершился организованный петербургской митрополией конкурс "Храм78", где интернет–пользователям предлагалось выбрать из городских церквей православный символ Петербурга. По итогам "всенародного голосования" на сайте "храм78.рф" победителем был объявлен Исаакиевский собор.
В голосовании приняло участие менее 8 тыс. человек. Но сам конкурс проводился с размахом: партнером епархии выступила Ассоциация операторов наружной рекламы, члены которой предоставили более 300 рекламных поверхностей, в транспорте крутили видеоролики с участием известных петербуржцев, реклама шла по телевизору и в соцсетях.
Вероятно, такой исход голосования имеет целью показать: Исаакиевский собор должен стать полноценной церковью не только по мнению иерархов РПЦ, но и по мнению горожан, которые видят его православным символом Петербурга. Официально митрополия никогда не отказывалась от своих претензий на Исаакий, хотя и не предпринимала никаких новых попыток его получить. Назначение нового градоначальника, который через год должен пойти на выборы, — отличный повод, чтобы по крайней мере прозондировать ситуацию.
Первый раз петербургский митрополит Варсонофий попросил отдать ему Исаакий в 2015 году, но Смольный прислал официальный отказ.
В следующий раз, в конце 2016 года, Георгий Полтавченко неожиданно заявил, что вопрос о передаче Исаакия "решен" в пользу церкви. Очевидно, в этот раз к делу подключился сам патриарх Кирилл, пролоббировавший решение, которое не удавалось пролоббировать митрополиту Варсонофию.
Сразу после новогодних праздников в Петербург приехала представительная делегация московской патриархии, которая провела вместе с представителями Смольного пресс–конференцию, обсуждая технические моменты возвращения храма РПЦ. Однако начавшаяся следом волна протестов заставила власти, уже думавшие о президентских выборах следующего года, спустить дело на тормозах. Официально было заявлено, что письма из РПЦ с просьбой передать Исаакий не было, а была лишь декларация о намерениях.
В итоге церковь и ее сторонники отступили. Правда, и противники передачи собора не обошлись без потерь: директор ГМП "Исаакиевский собор" Николай Буров, организовавший оборону музея, расстался с должностью.

Голос на голос

Конкурс "Храм78. Православный символ Санкт–Петербурга" официально стартовал 20 августа, то есть еще при прежнем губернаторе. Но уже в контексте губернаторских выборов, которые в любом случае пройдут в сентябре 2019 года.
Возможно, на старте конкурс и не имел никакой далекоидущей цели. А 4 ноября на сайте "Культура.рф", принадлежащем Минкульту, началось альтернативное всенародное народное голосование "Мой любимый музей — 2018". Итоги будут подведены 26 ноября, но по промежуточным результатам лидером является Исаакиевский собор, на этот раз обозначенный как "государственный музей–памятник".
Десятка лидеров в конкурсе Минкульта выглядит немного странно. Эрмитаж в ней занимает только 7–е место, а московских музеев нет вообще. На втором и третьем местах расположились музей–усадьба Рахманинова в Тамбовской области и Музей космонавтики в Алтайском крае. Такие результаты говорят о том, что и это голосование носит характер столь же демонстративного публичного контрзаявления. По версии Минкульта, народ считает, что Исаакиевский собор — это музей.
В 2017 году во время битвы за Исаакий это министерство занимало внешне нейтральную позицию, за которой, впрочем, просматривались светские настроения. "Богу — богово, кесарю — кесарево. Главное — чтобы не были ущемлены интересы посетителей Исаакиевского собора", — скромно говорил Владимир Мединский. Но ключевым моментом он называл договор, в котором надо прописать порядок доступа посетителей, сохранение музейных ценностей, ответственных за ЖКХ и ремонт и другие факторы. "Важно, на каких условиях церковь готова здание содержать и станет ли это удобно не только для верующих, но и вообще для посетителей", — рассуждал министр, и такие рассуждения фактически означали попытку торпедировать передачу.

Не в этот раз

И.о. губернатора пока публично не высказывался на тему собора. Но отношение к вере обозначил. "Я тоже православный и этим горжусь", — заявил он, принимая дела в Смольном. Беглов курировал восстановление Морского собора в Кронштадте, а Георгий Полтавченко хвалил его за то, что он превратил Центральный ФО из "красного" в "православный округ". В митрополии после этих слов немедленно сообщили о давних отношениях нового градоначальника с митрополитом Варсонофием, выразили надежду на созидательный диалог и, конечно, напомнили об Исаакиевском соборе. В воскресенье Александр Беглов вместе с Варсонофием участвовал в освящении храма Воскресения Христова Новодевичьего монастыря. А на следующий день, подводя итоги конкурса "Храм78", митрополит снова заявил о том, что Исаакий должен вернуться церкви: "Думаю, что со временем там будет кафедральный собор Петербурга", — сказал он.
Однако, как уже писал "ДП", Смольный явно не намерен передавать Исаакий церкви. По крайней мере до выборов. Об этом говорит не только демонстративное назначение советником губернатора Николая Бурова, чье имя у большинства горожан ассоциируется исключительно с борьбой за сохранение статуса музея, но и общая логика: если перед президентскими выборами было решено, что тема передачи Исаакия церкви раздражает горожан, вряд ли перед губернаторскими выборами точка зрения власти по этому поводу поменяется.