Без льгот. Почему каршеринг в Петербурге развивается медленнее, чем в Москве

Автор фото: Алена Марченко

Популярность каршеринга растет. Тем не менее в Петербурге этот вид перемещения распространен значительно меньше, чем в Москве. Операторы каршеринговых сервисов отмечают, что для развития этого рынка во многом необходима поддержка городских властей.

По подсчетам "ДП", в Москве сейчас услуги предоставляет 21 каршеринговая компания. В Петербурге работают лишь шесть операторов. В конце октября на петербургский рынок решил выйти сервис "Яндекс.Драйв", который начнет работать в декабре. Ранее о своем намерении освоить Петербург заявлял московский оператор BelkaCar.

Кто больше любит каршеринг

Рынок каршеринга в России развивается стремительно, особенно в столице. За год поездок на арендованных авто в Москве стало больше на 12,5 млн. При этом значительно увеличился автопарк — появляются машины премиум-сегмента.
Каршеринг возник на волне роста популярности так называемой sharing economy — экономики совместного пользования, которая, в свою очередь, связана с ростом денежных транзакций онлайн. Население отказывается приобретать что-то в собственность, чтобы не нести за нее ответственность, — гораздо проще взять временную аренду и пользоваться собственностью совместно.
Эта философия очень напоминает воплощение идей коммунизма. Многие пользователи каршеринговых сервисов отмечают, что во многом это более финансово выгодно, чем наличие собственного автомобиля или использование такси. Средняя поездка на арендованной машине может обойтись от 10 до 50 рублей дешевле.
Согласно исследованию компании Seat, типичным клиентом каршеринга является миллениал — тот, кто родился в начале 1990-х — конце 1980-х и вырос в эпоху активного развития цифровых технологий. 26% водителей в возрасте от 25 до 37 лет готовы делиться автомобилем с другими людьми.
По разным оценкам, количество активных пользователей в Петербурге в 2018 году выросло примерно до 200 тыс. Для сравнения: в Москве в этом году количество регистраций в сервисах краткосрочных поездок перевалило за 1 млн пользователей. В 2016 году их было менее 300 тыс.

Почему Петербург отстает

Сейчас в Петербурге можно воспользоваться услугами нескольких компаний: YouDrive, "Делимобиль", Car5, Rentmee, "Колеса", CarSmile, причем две компании — CarSmile и "Колеса" — работают только в нашем городе.
"Когда мы запускались в Петербурге, рынка услуг каршеринга здесь практически не было — первое время больше всего сил мы тратили, чтобы разъяснять петербуржцам, что такое каршеринг и как он может им помочь. Зато с тех пор рынок вырос в разы — и, например, за прошедшие 2 года аудитория YouDrive в Санкт-Петербурге увеличилась приблизительно в 20 раз", — говорит директор по маркетингу YouDrive Кирилл Курашев.
Численность аудитории, пользующейся услугами компании в Петербурге, составляет около 25% общей аудитории сервиса. Доля Москвы более чем в 2 раза больше.
Средняя продолжительность аренды по Петербургу составляет порядка 40 минут, а средний чек — около 300 рублей.
Самая длительная аренда составила 22 дня и продолжается до сих пор (данные на 14 ноября). Причем если не считать смену автомобиля, то данный пользователь арендует машину посуточно уже более 36 дней. Самая короткая поездка составила 3 минуты.
"Что интересно, общее время использования каршеринга у этого водителя не маленькое. Пользователь совершает много небольших поездок от 3 до 15 минут в течение дня ежедневно", — отметили в CarSmile. Приложение этой компании в App Store и Google Play начало работать с 20 сентября. Сейчас у него, по словам генерального директора компании Дмитрия Иващенко, около 10 тыс. скачиваний, при этом в CarSmile ожидают увеличение этого показателя до 30 тыс. в течение ближайшего года.
"Сервис CarSmile изначально появился именно в Петербурге, потому что здесь, на наш взгляд, остро присутствует потребность жителей в этой услуге. Если в парке всех операторов московского каршеринга уже около 13,5 тыс. автомобилей, то в Петербурге их менее 2 тыс. В то же время более половины автомобилей поминутной аренды, представленных в городе, имеют высокий пробег и износ. Радует, что количество машин растет и в городе появляются новые каршеринговые автомобили", — подчеркнул Дмитрий Иващенко.
По его оценкам, в весенне-летний период поток клиентов увеличится за счет туристического потока.
Самые популярные локации начала и завершения аренды размещены в сердце города: Центральном, Петроградском, Василеостровском, Адмиралтейском, а также Невском и Фрунзенском районах. Но также было замечено увеличение активности в отдаленных зонах, поэтому в компании расширили границы сервиса для пользователей в Мурино, Рыбацком и Шушарах.

Кто скоро присоединится

В "Яндекс.Драйве" отметили, что пока еще рано говорить об особенностях каршеринга в Петербурге. Рынок в городе пока только развивается, кроме того, компания еще не вышла на него полноценно.
Регистрация пользователей из Петербурга в "Яндекс.Драйве" стартовала 25 октября. Количество уже зарегистрированных пользователей в компании не раскрывают. Представитель "Яндекс.Драйва" отметил только, что в первый же день работы регистрацию прошли тысячи петербуржцев.
Автопарк на старте проекта будет состоять из 750 новых автомобилей Renault Kaptur, Volkswagen Polo, Skoda Rapid и Audi A3. Стоимость проката будет рассчитываться специальным алгоритмом, который учитывает спрос и ситуацию на дорогах в данный момент.
"Петербург — один из самых перспективных городов в России для развития каршеринга. Это второй рынок в стране. Как только в нем начнет расширяться зона платной парковки, город ожидает настоящий бум этого направления. Жители города уже проявляют большой интерес к каршерингу, и мы хотим дать им больше возможностей — например, сделать так, чтобы люди могли найти свободную машину в любой точке города. Поэтому "Драйв" выходит в город с большим автопарком новых автомобилей, оформление которых, кстати, разработано специально для Питера", — подчеркнул Дмитрий Горчаков, представитель "Яндекс.Драйва".
В июле этого года о своей экспансии на Петербург объявил один из крупнейших московских сервисов BelkaCar. Оператор планировал ни много ни мало завоевать как минимуму 30% местного рынка. Сервис должен запуститься до конца 2018 года, но пока какой-то новой информации о начале его работы в городе или дате запуска не поступало.
Известно, что BelkaCar может выйти на рынок со 100 автомобилями марок Kia Rio и Mercedes-Benz CLA, такие же модели используются и в Москве.