ВТБ требует заплатить 1 млрд рублей за слухи о кредитовании сделки по доле в "Роснефти"

Автор фото: Михаил Метцель/ТАСС
Председатель правления ПАО "НК "Роснефть" Игорь Сечин, президент РФ Владимир Путин (справа налево) и глава Суверенного фонда Катара Аль Тани, главный исполнительный директор компании Glencore International Айвен Глазенберг и главный исполнительный директор Intesa Sanpaolo Карло Мессина (слева направо) во время встречи.
Группа ВТБ с 2014 года не кредитовала Суверенный фонд Катара (Qatar Investment Authority, QIA), говорится в сообщении госбанка. ВТБ предложил СМИ, распространяющим эти сведения, заключить юридически обязывающие соглашения: в случае если их утверждения не соответствуют действительности, каждое из них заплатит по 1 млрд рублей банку.
"В последнее время в ряде иностранных и российских СМИ появилась информация о том, что Группа ВТБ якобы выдала кредит компании QIA на приобретение акций "Роснефти". Группа ВТБ уже неоднократно заявляла, что это не так. Группа ВТБ еще раз заявляет и подчеркивает, что с 2014 года не кредитовала компанию QIA", — подчеркивается в заявлении.
9 ноября агентство Reuters со ссылкой на девять источников, знакомых со сделкой, сообщило, что госбанк "ВТБ" дал Катару кредит на покупку значительной доли в "Роснефти" вопреки заявленной цели правительства привлечь в Россию иностранные деньги. По данным пяти собеседников агентства, кредит QIA составил около $6 млрд. Как утверждалось, информацию подтвердили источник, близкий к руководству ВТБ, сотрудник ЦБ, а также источник в правительстве России.
Агентство также обратило внимание, что финансовые результаты ВТБ, опубликованные 8 ноября, свидетельствуют о том, что за III квартал объем кредитов 10 крупнейшим заемщикам банка вырос на 403 млрд рублей (c 2096,3 млрд рублей в июне до 2499,5 млрд рублей в сентябре), или примерно на $6 млрд. В отчетности ВТБ за сентябрь на сайте ЦБ указано, что были предоставлены кредиты иностранным заемщикам в размере $6,7 млрд (434 млрд рублей) на срок до 3 лет.
Основным акционером "Роснефти" является контролируемый государством "Роснефтегаз" (50% + 1 акция), еще 19,75% акций владеет британская BP. В начале сентября швейцарский нефтетрейдер Glencore сообщил, что компании завершили перевод 14,16% акций "Роснефти" из СП в прямое владение катарского фонда, его доля в российской компании выросла до 18,93%. Glencore напрямую владеет 0,57% долей в "Роснефти", QIA — 18,93%.