Занимательная трампономика. Президент США выигрывает в финансовой сфере, но проигрывает выборы

Автор фото: ТАСС

Сегодня, 6 ноября 2018–го, промежуточные выборы в конгресс США, которые, как ожидается, перевернут политическую ситуацию в стране: скорее всего, Трамп потеряет нижнюю палату, контроль над которой перейдет демократам.

Когда Трамп вел свою президентскую кампанию, у него было очень много экономических претензий к Обаме и демократам. Несмотря на то что именно они вывели страну из сильнейшего со времен 1929–го кризиса 2008–2009 годов. Однако Трамп им предъявлял претензии за медленный экономический рост и раздувание госдолга.
Сейчас, спустя без малого 2 года, можно подвести первые итоги трампономики.
Но этот вопрос оказался вовсе не в центре политических дебатов. Демократам невыгодно его поднимать: положение американской экономики просто отличное.
ВВП постоянно растет: с менее 2% в 2016 году он увеличился до 3% в III квартале 2018–го (к тому же кварталу прошлого года). Безработица, которая и так была низкой (около 5%), в этом сентябре упала до 3,7% — это 49–летний минимум.
Инфляция, считавшаяся в 2015–2016 годах слишком низкой (0–1%) и тормозящей экономический рост, поднялась до целевых 2% в год. А летом–2018 доходила даже до 2,9%, вновь опустившись в сентябре до 2,3%. Все под контролем.
И нельзя сказать, что растут доходы только богатых. Растут и зарплаты наемного персонала, и среднедушевой располагаемый доход. Сокращается задолженность домохозяйств. Индексы экономического оптимизма на максимумах.
Реформы Трампа (прежде всего налоговая, со снижением ставок налога на корпорации) действительно, как он и обещал, принесли благо большинству американцев. И с этим спорить трудно даже демократам. Хотя они сделали все что могли, чтобы помешать республиканцам остановить их реформы.
Есть, конечно, несколько моментов, которые сдерживают излишний оптимизм в отношении американской экономики.
Прежде всего это продолжающийся рост процентной ставки в США. Трамп ругал за это демократов и Джанет Йеллен и, наконец, в феврале 2018–го назначил своего кандидата в руководители ФРС. Но теперь он недоволен Джеромом Пауэллом даже сильнее, чем Йеллен, грубо ругая его в своем "Твиттере" за рост процентной ставки ФРС. Но Пауэлл отступать не собирается и стал, кажется, еще большим "ястребом", чем мягкая Йеллен.
Трамп боится, что высокая ставка ФРС затормозит экономический рост и приведет к укреплению доллара (он и правда с весны укрепляется). Трамп хотел бы слабого доллара, так как он дает преимущества во внешней торговле. Но "непослушный" Пауэлл боится перегрева экономики, за которым может последовать кризис.
И основания для этого у него есть. Стремительно растущие 10 лет почти без перерыва финансовые рынки США многим внушают неуверенность — уже пора бы появиться серьезной коррекции. Шутка ли — рост в 8 раз с 2009 года? И в октябре она, красавица коррекция, пришла на рынок. Американские акции потеряли больше 10%.
Но это и хорошо — теперь появляется все больше уверенности в возможности роста еще год–другой без серьезных кризисов.
Другой проблемой, но в общем маленькой, стал рост долга США. Конечно, Трамп и республиканцы обещали его снизить и даже поначалу держали ниже $20 трлн… Но их хватило на полгода. Недобор доходов из–за налоговой реформы закономерно привел к росту дефицита федерального бюджета до $782 млрд. Просто для сравнения: в эту цифру с запасом поместится весь консолидированный бюджет России.
Рост дефицита бюджета привел и к росту долга. В августе 2018–го он составлял уже $21,5 трлн (105% ВВП).
Это, в общем, пустяк для масштабов американской экономики. Однако рост долга привел к увеличению его стоимости: доходность 10–летних американских облигаций выросла с 2,5% в конце 2016–го до 3,2% сейчас. Что удорожает долг для США, но, с другой стороны, капиталы со всего мира потянулись в США на фоне роста курса доллара и облигаций.
Все имеет свою цену. И экономический успех тоже не бывает бесплатен.
Именно экономический успех, наверное, главное и самое очевидное достижение республиканцев. Но они настолько погрязли в политических скандалах, что просто не могут разыграть эту карту.
Алексей Михайлов, экономист