Эталонный бюргер, или Как мы будем без Ангелы

Автор фото: ТАСС
Политик — это не только действия. Это еще и стиль. Меркель — это, конечно, очень пристойный стиль.
Она уйдет с поста федерального канцлера в 2021 году, после 16 лет правления. И за все эти годы вокруг нее не возникло ни одного скандала. Ни коррупции, ни непотизма, ни каких–то непристойных высказываний. Вообще ничего. Это проявление того, что Меркель представляет собой эталонного бюргерского политика в хорошем смысле этого слова. Абсолютно приличного человека по эстетике и поведению. Редчайший случай среди политиков. Хотя раньше такие бывали.
Скажем, к такой категории можно отнести Маргарет Тэтчер и в каком–то смысле Гельмута Коля. Но в наше время, когда политики — это шоумены, клоуны, и чем более эпатажные, тем более успешные, Меркель представляет собой "последнюю из могикан". Так что ее уход может означать понижение градуса этики и эстетики в немецкой политике. А следовательно, и общеевропейской.
Кстати, характерно, что и сгорела она на этическом моменте, наполнив Германию так называемыми "беженцами". Это была, конечно, абсолютная глупость. И с точки зрения большинства немцев, и с моей личной. Но глупость благородная. Этические поступки тем и хороши, что человек их совершает вопреки прагматическим интересам.
Чем отличается Меркель от Трампа или Путина? Они — политики постправды, постмодерна, политики–декаденты, если угодно. Их стиль — на ходу переобуваться в воздухе. Меркель всегда говорила очень сдержанно и за свои слова отвечала. Как в хорошем буржуазном клубе.
Кто придет ей на смену? Будут ли это немецкие политики эпохи постправды? Сказать трудно. Скорее всего, это будет кто–то из ее однопартийцев. Потому что "Альтернатива для Германии" хоть и пробилась во все земельные парламенты, но правящей партией быть не может.
Будет ли означать уход Меркель, что центр политической жизни Европы переместится из Германии во Францию? Поначалу да, потому что, кто бы ни пришел на ее место, ему надо будет нагулять политический вес. А Макрон уже существует и уже является одной из центральных фигур. Так что некоторое "зависание" Германии вполне вероятно.
России все это, безусловно, на руку. В споре с Германией уход Меркель, притом что она формально остается, а позиции ее слабеют и будут слабеть с каждым днем, — это шанс для Путина.
С другой стороны, нельзя исключать, что теперь, когда ей терять уже нечего, она может занять даже более жесткую позицию, чем раньше.
Впрочем, на практике все равно мало что изменится. Не отменят же они санкции! Разногласия с европейцами и вообще с Западом приобрели уже системный характер. И без каких–то реальных уступок со стороны России ничего никуда не сдвинется. Хоть с Меркель, хоть без Меркель.