Байбэк байбэку рознь. Обратный выкуп как позитивный тренд

 

На днях банк "Санкт–Петербург" и компания "Лента" объявили о программах обратного выкупа акций (байбэк) с целью повышения капитализации. Ранее об аналогичных действиях объявили "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть". Байбэк — это механизм, нацеленный на повышение ключевых показателей эффективности компании (ROE, EPS, BV на акцию). Одним из его следствий является увеличение стоимости акций, так как обычно цена обратного выкупа выше рыночной (иначе просто никто не будет в нем участвовать). Байбэк, как и выплата дивидендов, является инструментом, позволяющим конвертировать результаты коммерческой деятельности акционерного общества в доходность для акционеров. Если при нормальной рентабельности капитала рыночная цена отстает от балансовой, то байбэк просто необходим, так как акционеры не могут получить заработанное, продав акции на бирже.
Наиболее ярким примером отставания рыночной стоимости от балансовой являются акции "Газпрома", у которых рыночная цена составляет 27% от балансовой. А вот у "Роснефти" (та же отрасль и тоже большая доля государства), которая недавно объявила байбэк, рыночная цена акции (470 рублей) даже превосходит балансовую (420 рублей). Мы уже на протяжении 6 лет пишем обращения в советы директоров ряда компаний (включая "Газпром" и его "дочки"), где приводим экономические обоснования проведения байбэков. Совету директоров "ЛУКОЙЛа" с первого нашего обращения понадобилось 5 лет, чтобы начать проведение байбэков. К совету директоров "Транснефти" и банка "Санкт–Петербург" мы обращались на протяжении 4 лет.
В развитых странах на проведение байбэков компании тратят больше, чем на выплату дивидендов. На американском рынке можно видеть другую крайность: там байбэки проводят компании, рыночная цена которых в несколько раз выше балансовой. Лекарство в больших количествах становится ядом. Для западных компаний стоимость акций — это ключевой критерий оценки деятельности и выплат премий менеджменту по опционам, а байбэк из механизма повышения эффективности превращается в способ манипуляций. У компании Apple рыночная цена акций в 9 раз выше балансовой, и при этом они проводят обратные выкупы. Некоторые западные компании через байбэки раздали акционерам весь собственный капитал и продолжают распределять текущую прибыль за счет долгового финансирования. Парадокс состоит в том, что на российском рынке байбэки проводят компании, которым это действие особо остро и не требуется, например "Лента", "Новатэк" и "Магнит". У них рыночная цена акции и так превосходит балансовую. В такой ситуации проведение байбэка может быть целесообразно, если компания прогнозирует существенное повышение рентабельности своей деятельности.
Это хорошая тенденция, что российские компании начали осваивать обратный выкуп. Для российских бизнесменов важнее "кто говорит" (авторитет), а не "что говорят" (смысл). Поэтому есть надежда, что и наиболее "дремучие" компании будут использовать этот механизм, глядя на своих более продвинутых конкурентов. С учетом того, что большинство публичных компаний имеют вполне нормальную рентабельность, но оцениваются ниже баланса, даже при бездумном использовании больших ошибок с помощью байбэка они не сделают. Если, конечно, не "забудут" погасить выкупленные акции.
Алексей Астапов, заместитель председателя правления ПАО "УК " Арсагера "