Ретейл полюбил зверей. Почему торговые сети открывают магазины товаров для животных

Автор фото: Photoxpress

Ретейлеры входят на зоорынок: торговая сеть "Лента" открыла специализированный зоомагазин, об интересе к этому сегменту заявили "Детский мир" и IKEA.

Торговая сеть "Лента" в октябре открыла пилотный магазин под названием "Зоомаркет" (площадь 90 м2) в гипермаркете на Парашютной ул. В его ассортименте более 1,2 тыс. товарных позиций, среди которых — корма и средства по уходу за животными. По словам гендиректора "Ленты" Яна Дюннинга, если пилотный проект будет эффективным, то в ближайшее время ретейлер запустит аналогичные магазины в других своих гипермаркетах.
"В процессе маркетинговых исследований мы поняли, что наши покупатели хотели бы видеть профессиональные товары для питомцев, которые были бы представлены отдельно, без привязки к магазину. С точки зрения рынка в России домашних животных становится больше, чем детей, поэтому мы считаем, что такой формат будет востребован нашими покупателями", — сказал Ян Дюннинг.
Средний чек и стоимость открытия магазина гендиректор "Ленты" не назвал, но отметил, что основные инвестиции пришлись в разработку концепции и дизайна пилотного проекта. По его словам, открытие следующих магазинов будет стоить дешевле.

Дети и животные

Интерес к рынку зоотоваров также проявили шведский ретейлер IKEA и крупнейший продавец товаров для детей "Детский мир". "Лента" и "Детский мир", войдя в этот рынок с офлайн–точками, определенно составят конкуренцию другим игрокам, особенно пострадают магазины, которые находятся в одном помещении с этими гигантами, добавляют предприниматели.
Как рассказали в ГК "Детский мир", первые магазины сети "Зоозавр" и одноименный интернет–магазин откроются до конца года. Первые 10 магазинов "Зоозавр" появятся в Московском регионе и других городах Центрального федерального округа. "Рынок товаров для домашних животных перспективен с точки зрения его объема, ожидаемого роста и высокого уровня фрагментированности, а также возможности применения менеджментом своего опыта, полученного на рынке детских товаров. Немаловажно, что рынок товаров для животных устойчив к экономическим потрясениям: на домашних питомцах, как и на детях, стараются не экономить", — отмечает начальник управления по внешним и внутренним коммуникациям ГК "Детский мир" Надежда Киселева.
По словам директора по маркетингу сети Petshop Дмитрия Аксенова, за первые 6 месяцев текущего года компания открыла в Петербурге 12 магазинов. Всего на данный момент в этой сети 97 магазинов. "Когда в городе появляются подходящие торговые площади, мы стараемся их занять. Рост петербургского рынка зоотоваров связан с активным строительством города", — добавил он.
По данным Euromonitor International, продажи товаров для домашних животных в прошлом году выросли на 10,6%, до 184,7 млрд рублей. По прогнозам аналитиков, в следующем году его рост может составить до 10%. Крупнейшими игроками в этом сегменте являются, по словам участников рынка, сети "4 лапы", "Бетховен", Petshop и ГК "Иванко" (работает под брендами "Ле’Муррр" и Cats & Dogs). Рынок зоотоваров продолжит расти за счет регионов. Рост рынка, по мнению его участников, связан с тем, что на нем пока мало крупных игроков.

E–commerce голодает

"Один из основных трендов на рынке зоотоваров — консолидация продавцов. Этот тренд переживала традиционная розничная торговля около 10 лет назад, когда формат поменялся с точечных магазинов на сети. Второй тренд — рост доли e–commerce. В интернет–торговле рынок зоотоваров — один из отстающих. Например, в интернете проще купить автозапчасти, чем корм для питомца. Впрочем, онлайн–продажи в сегменте увеличиваются, этот тренд продолжится в ближайшие несколько лет", — добавил Дмитрий Аксенов.
По оценкам экспертов компании Purina, доля онлайн–продаж кормов для животных в стране составляет только 5–6% от общего объема рынка (в денежном выражении это эквивалентно сумме 6,5–7 млрд рублей). При этом онлайн–канал остается одним из наиболее быстрорастущих, и в ближайшие 2–3 года ожидается рост доли интернет–продаж до 10%.
Положительную динамику подтверждают исследования сервисов "Яндекс.Деньги" и "Яндекс.Маркет". По данным их аналитики, с января по ноябрь прошлого года число интернет–покупателей в категории товаров для животных увеличилось в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, а средний чек покупки вырос в 1,4 раза — до 3554 рублей.

Два сегмента

Рынок зоотоваров делится на два сегмента: специализированные товары по уходу за питомцами и галантерейная продукция. Рынок галантерейных товаров, по словам его участников, на 60% покрывает продукция компании Mars (производит продукцию Pedigree, Whiskas, Cesar и т.д.). Остальное — продукция под торговыми марками "Лента", "Ашан" и другими.
Объем этой части рынка может составлять сумму до 200 млрд рублей. При этом объем рынка специализированных товаров определить сложнее, отмечают его участники. "Это непрозрачная часть рынка. Большинство частных магазинов в Петербурге торгуют непонятно чем и непонятно в каких объемах", — пояснил Дмитрий Аксенов.
Российский рынок зоотоваров пока отстает от зарубежных по крайней мере по сумме затрат на питомцев. Например, по данным Euromonitor International, в России на питомца тратят примерно в 10 раз меньше, чем в Южной Корее, и в 5 раз меньше, чем в США. Тем не менее и эта цифра, и устойчивый темп роста 10–12% в год говорят о его большом потенциале. На развитие рынка и рост затрат на животных влияет повышение доступности товаров — с точки зрения и цен, и количества магазинов. При этом важным фактором роста доступности являются онлайн–продажи.
Мария Заикина
директор по связям с общественностью OZON