Дело в азарте: главная особенность российских выборов

 

Есть в России такая традиция: не может быть, чтобы два подряд избирательных цикла прошли по одним и тем же правилам. Каждый раз их надо заново настраивать для достижения одной и той же цели. Вот и с губернаторскими выборами в Петербурге тоже так.
Причем фундаментальные основы хорошо известны. Смысл всегда состоял в том, чтобы устроить голосование вне того дня и / или места, где ему положено быть. Механизм может быть любым. Новая система называется "мобильный избиратель" и сводится к тому, что теперь пойти и проголосовать можно без всяких дополнительных процедур там, где человек в день выборов находится. Например, в садоводстве у черта на рогах.
Официально все объясняется заботой о человеке. В деревне может не быть газа, дорог и связи, но обеспечить возможность проголосовать — святое. Не жалко денег, члены избиркомов наподобие Айболита доберутся до избирателя на вертолете, моторной лодке, ездовой упряжке и протянут заиндевевшей рукой бюллетень — голосуй, дорогой. Эти сентиментальные сценки позволяют маскировать массив избирателей в городах, которые вдруг неучтенной толпой обнаруживаются там, где не надо. Что можно было наблюдать на мартовских выборах в Петербурге, когда люди выясняли, что их вписали куда–то на Курильские острова. Проверить, не зачли ли голос одного человека дважды в разных местах, невозможно.
Кажется, в этих танцах с бубном нет нужды, ведь если дискредитированную методику не поменять, все равно ничего не произойдет. Главная особенность российских выборов состоит не в дефектах технологий и даже не в отсутствии конкуренции, а в том, что и организуют их, и за чистотой следят люди из одной и той же корпорации. Поэтому ни от досрочного голосования, ни от открепительных, по сути, незачем было отказываться. Видимо, дело исключительно в исследовательском азарте.