Отмытые гектары. Смольный задумался о продлении срока намыва территорий на Васильевском острове

Автор фото: Антон Ваганов
Автор фото: Антон Ваганов

Как стало известно "ДП", Смольный думает о продлении на 7 лет истекающего летом 2019 года срока намыва территорий у Васильевского острова. Пока работы выполнены на 67%. Это означает, что переход АО "Терра нова", занимающегося реализацией проекта, под контроль структур Сбербанка принес плоды. Но Смольный вряд ли согласится продлевать договор, ничего себе не выторговав.

"Сейчас рассматривается вопрос о возможности продления срока выполнения работ по намыву территории до 8 июня 2026 года", — сообщил "ДП" заместитель председателя комитета по строительству Смольного Евгений Барановский. Напомним: договор долгосрочной аренды (до 8 июня 2055 года) акватории площадью 476 га к западу от Васильевского острова был заключен Смольным в 2006–м с ЗАО (ныне АО) "Терра нова". Право на освоение этого огромного участка досталось компании за $5,355 млн. Контракт установил крайний срок работ по намыву и стабилизации территории — 8 июня 2019 года.
В аппарате вице–губернатора Игоря Албина не раз высказывали недовольство низкими темпами работ по осушению залива, а также по устройству коммуникаций и возведению социальных объектов (особенно нежеланием застройщиков возводить всю инфраструктуру за свой счет). Смольный не исключал возможности разрыва договора с инвестором и предупреждал потенциальных дольщиков о рисках покупки жилья на намыве.
Этот конфликт Смольного с инвестором, как рассказывал "ДП", мог послужить одной из причин смены бенефициаров "Терра новы". Формально компания учреждена кипрской "Эзетариус лимитед". Считается, что ее контролировал бывший депутат Госдумы и участник рейтингов миллиардеров "ДП" Виталий Южилин. Весной, как сообщал "ДП", "Терра нова" перешла под контроль ПАО "Сбербанк", которое может иметь больше лоббистских возможностей.

Север ждет

Сменился и менеджмент корпорации. В феврале нынешнего года президент "Терра новы" Лев Пукшанский был найден мертвым в автомобиле на улице Нахимова; следователи признаков насильственной смерти не обнаружили. В марте свой пост покинул еще один топ–менеджер — гендиректор Игорь Сарычев. В компании сказали, что он уходит добровольно, но сам управленец свое решение не объяснил. На фоне всех этих событий и начался новый раунд переговоров с городом.
Проект намыва разделен на северную и южную части — условной границей служит створ реки Смоленки. К формированию северной части еще даже не приступали, сообщил корреспонденту "ДП" первый заместитель председателя КГА Павел Соколов. "Терра нова" не уведомляла комитет о таких планах, добавил чиновник.
Что же касается южной части, то она закончена более чем наполовину. Здесь уже открыт морской пассажирский порт (он занял 32 га), а также возведены и заселяются первые жилые дома. На этой территории работают застройщики "Лидер групп", Seven Suns Development, Glorax Development и "ЛСР". Кроме того, должны быть возведены гипермаркет ООО "О'Кей" и торговый комплекс застройщика Renaissance.
Смольный, со своей стороны, объявил конкурс и собирает заявки на проектирование на новой территории более десятка магистралей (начальная цена аукциона — 77,9 млн рублей).
"Нехватка дорог — это одна из самых актуальных проблем. Дома построены и заселены, а подъездных путей катастрофически не хватает", — рассказал корреспонденту "ДП" директор по продажам Seven Suns Development Алексей Бушуев. По его словам, часть дорог застройщикам приходится прокладывать самостоятельно, но официального статуса эти улицы не имеют. Так же непросто обстоят дела с социальной и торговой инфраструктурой.
"В случае продления договора город вправе потребовать разрешения этой ситуации в первую очередь", — уверен наш собеседник.

Двое в одной песочнице

Холдинг "ЛСР" должен будет сам намыть землю под свой проект. Он приобрел право на освоение 34 га не осушенного до конца залива у "Терра новы" и ее партнера — ООО "Десна капитал".
Прежде "Десна капитал" планировало заняться стройкой само, подключив к проекту ЗАО "Ренейссанс девелопмент". Но эти планы не сбылись, как сообщалось, из–за санкций Кремля, введенных против турецких компаний после сбитого в небе над Сирией российского истребителя.
Работы по стабилизации подконтрольной "ЛСР" территории идут с осени 2017 года. Их стоимость оценивается в несколько миллиардов рублей (холдинг самостоятельно намывает эту территорию за счет собственных стройматериалов: песок подвозится баржами по заливу и, смешанный с водой, перекачивается судном–землесосом на берег).
В "ЛСР" сказали "ДП", что вне зависимости от исхода переговоров "Терра новы" с городом намерены завершить формирование своего участка в 2019 году. Приступить к строительству жилья планируют в середине 2019–го, а полностью проект реализуют только в 2028–м.
Подключение к эпопее с намывом холдинга "ЛСР" придало "Терра нове" еще один мощный лоббистский ресурс, рассуждает в беседе с корреспондентом "ДП" генеральный директор СРО "Объединение строителей Санкт–Петербурга" Алексей Белоусов. По его сведениям, около года назад на переговорах Андрея Молчанова и Виталия Южилина озвучивалась такая схема: "Терра нова" входит в проект землей, а "ЛСР" займется собственно стройкой.
Разрыв городом инвестиционного договора (по причине неисполнения условий или истечения срока действия) ударит по обеим структурам. Он неизбежно приведет к судебным разбирательствам, остановке процесса намыва территорий и, вероятно, к остановке строительства на намыве.
"Я думаю, что сейчас будут приложены максимальные усилия для того, чтобы решить вопрос с продлением этого контракта, а также с продолжением намыва территорий и строительством на этих территориях", — сказал Алексей Белоусов. Но город может применить штрафные санкции в связи с просрочкой договора, предполагает эксперт.

Наука намывать

Поскольку к созданию северной части еще даже не приступали, очевидно, что в 2019–м работы не будут закончены, рассуждает руководитель центра экспертиз "ЭКОМ" Александр Карпов. "Я подозреваю — это моя гипотеза — что город просто использует эту ситуацию, чтобы выторговать себе нужные условия. Те, о которых нужно было договариваться еще при Валентине Ивановне, но о которых не договорились", — сказал он "ДП". В частности, предметом торга может быть изменение функционального назначения северной части намыва.
Продолжаются разговоры о том, что эти земли могут быть отданы университету, сообщает наш собеседник. "Если это так, то это было бы одним из немногих разумных решений за последнее время", — полагает Александр Карпов. Напомним, что о возможности перевода СПбГУ на намывные территории заговорили не позднее 2014 года; идею поддержал ректор Николай Кропачев. Позднее рассматривались и другие площадки для развития университета. Окончательное решение, насколько известно, пока не принято.

Проект согласовывали с корюшкой

Первый проект планировки территории намыва был утвержден в 2007 году. Документ предполагал застройку северной части образуемой суши преимущественно офисными зданиями (в том числе высотными). Но в 2014 году "Терра нова" переработала концепцию из–за изменений на рынке. Коммерсанты сочли, что более востребованным будет жилье.
Силами ООО "Союз–55" экс главного архитектора Александра Викторова был подготовлен новый проект планировки. Жилых домов стало вдвое больше, чем нежилых. Как рассказывал сам Александр Викторов, жилые дома сосредоточатся преимущественно у Финского залива, а нежилые — вдоль Западного скоростного диаметра. Высота построек будет увеличиваться по мере отдаления от моря.
В 2017 году проект планировки еще раз корректировался. Покупатели жилья на намыве сетуют, что результатом обеих корректировок стало уплотнение застройки в южной части намыва.
Из проекта исчезли заложенные в нем ранее зеленые зоны — на их месте оказались объекты инфраструктуры и охраны общественного порядка. Общественные активисты связывают эти перемены с тем, что у предпринимателей исчезла определенность с освоением северной части намыва. Вот они, дескать, и пытаются выжать максимум из южной части.
При этом в обсуждениях граждане активно не участвовали — заинтересованных было мало, поскольку на намыве раньше никто не жил. "ППТ разрабатывали на объект, который еще даже не был намыт. Кто–то даже пошутил, что общественные слушания проводили с корюшкой", — вспомнил Алексей Белоусов.

Смоленке — труба

Прежде чем продолжать намыв на север, требуется скорректировать правила землепользования и застройки, говорит Александр Карпов. Главная проблема: этим документом не предусмотрено продолжение в сторону залива — сквозь "тело" намыва — реки Смоленки. В ее коридоре изображена зона деловой застройки.
В результате велика вероятность, что Смоленку просто возьмут в трубу (как много лет назад поступили с Адмиралтейским, Введенским и Лиговским каналами), что станет серьезной градостроительной ошибкой.
Если же править документацию, логично будет изменить и зонирование намывных берегов Смоленки — чтобы на них можно было разместить, например, яхт–клубы. Но это, очевидно, также влечет за собой серьезный разговор с инвестором.
"Короче говоря, все нужно продумывать заново. А те проекты (планировки), которые были разработаны, — это впустую потраченные деньги", — сказал эксперт.
Юрий Игнатьев
Учитывая непростые отношения "Терра новы" с городом, сложно делать прогнозы. Но вполне возможно, что появится еще одна компания, которая предложит свои услуги на более выгодных для города условиях и выполнит все договоренности в срок.
Алексей Бушуев
директор по продажам Seven Suns Development
Мы считаем, что в ближайшие несколько лет проект не завершится. Слишком много вопросов, касающихся инженерных сетей, дорог, социальных объектов, да и вообще в целом инфраструктуры. И с течением времени сдавать комплексы девелоперам будет намного сложнее, так как социальная нагрузка на застройщиков увеличится.
Ирина Зеренкова
коммерческий директор компании "ЕКЕ Россия"
Разрыв договора — это очень ответственное решение, и в период "иогубернаторства" никто на себя такую ответственность не возьмет. Может ли город что–то выторговать? Залог успеха любого "выторговывания" — это возможность просчитать экономику. А в уравнении с плохо прогнозируемыми переменными ее просчитать нельзя.
Надежда Калашникова
директор по развитию холдинга "Л1"
Город, как мы знаем из практики, может попросить все что угодно, и для него это будет вполне логично. Другой вопрос, насколько к этому будет готов инвестор. Ведь абсолютно понятно, что инвестор не по своей вине сорвал сроки, это было связано с техническими сложностями, с рыночной конъюнктурой и так далее.
Илья Андреев
управляющий партнер УК Zenith PM

В контексте

В условиях, когда на север, восток и юг Петербург разросся до таких размеров, что строить там уже бессмысленно ввиду дешевизны получающегося жилья, ему единственный путь развиваться — на запад. То есть в море. Тут и красиво, и вода, и инфраструктура, и вообще почти центр.
И несогласную общественность утихомирить легко: Петербург с петровских времен расширяется за счет намывов. А против петровских традиций кто ж пойдет?
Внакладе остаются только жители побережья. Которые раньше смотрели на воду, а теперь — на соседей в окнах домов напротив. Или в лучшем случае на КАД. Но что можно сказать им в утешение? Только то, что, если после этого намыва сделают еще один, те, кто испортил им вид, будут страдать точно так же. Петербург ведь должен развиваться, девелоперы должны строить дома, и, конечно, не в Буграх каких–нибудь, где прибыль копейка с метра, а в хороших районах, с видом на море. Хорошо строителям — хорошо городу, потому что налоги, рабочие места и красивые отчеты в Москву о вводе квадратных метров. Ради этого всеобщего блага жители бывшего побережья могут немного и пострадать.
Но есть проблема. То, что видится развитием, на самом деле суть деградация. Крепостное право отменили скоро 160 лет назад, и уже лет пятьдесят, как индустриальное общество сменилось постиндустриальным. Таким образом, нет возможности задержать человека на одном месте ни юридически, ни путем предоставления ему места работы, от которого он не сможет далеко уехать.
В постиндустриальном обществе люди мобильны и живут там, где им нравится сидеть с ноутбуком на коленях. И именно эти мобильные люди — айтишники, ученые, дизайнеры и биржевые спекулянты — являются главной производительной силой современной экономики. За исключением Китая, который физически воплощает в жизнь все их задумки.
Если Петербург, по крайней мере в рамках России, хочет быть лидером, он должен ориентироваться на доходы не от строителей–гастарбайтеров, а от этих мобильных людей. Единственный способ привлечь которых — сделать город комфортным и интересным. Превращение залива в песчаные отмели стройплощадок — история не из этой серии.
Кстати, КГА, не в силах прямо противостоять лоббистам многочисленных намывов, сделал хитрый ход и заказал научное исследование о влиянии новых территорий на ситуацию с наводнениями. По предварительным данным, из–за появления намывов время, за которое после закрытия дамбы уровень воды в Маркизовой луже превысит критический, уже сократилось на 30%.
Антон Мухин