Foodtech-империя поисковика. "Яндекс" проглотил петербургскую "Партию еды"

"Яндекс.Такси" купил 83% успешного продуктового стартапа "Партия еды" из Петербурга. Конкуренты ожидают в ближайшее время еще несколько поглощений от "Яндекса" в сегменте foodtech – it-компания, кажется, строит отдельную продуктовую империю и намерена повторить сценарий экспансии на рынке сервиса вызова такси.

"Яндекс.Такси" купил основанный в Петербурге сервис доставки наборов для приготовления блюд "Партия еды", сообщает пресс-служба it-компании. "Яндекс" получит в этом проекте долю 83,3%, сумма сделки не раскрывается. "Партия еды" останется самостоятельным бизнесом под руководством сооснователя и гендиректора Михаила Перегудова. Функции сервиса будут интегрированы в продукты "Яндекса".
"Яндекс" последовательно продолжает развивать свой foodtech -бизнес. Компания уже владеет сервисом по доставке готовых блюд "Яндекс.Еда" и сервисом экономии на покупках "Едадил". С поглощением сервиса доставки продуктов с рецептами it-гигант занимает еще одну быстрорастущую нишу и претендует на роль ключевого игрока на рынке foodtech. По оценкам аналитиков, в России сегмент доставки продуктов в 2017 году вырос на 17%, превысив 100 млрд рублей, в ближайшие несколько лет этот рынок только ускорит тепы развития. "Яндекс" может стать одним из нескольких глобальных агрегаторов, поглотив конкурирующие проекты.

Возможности "Яндекса"

По условиям сделки, "Яндекс" получит в компании долю 83,3%. Ещё 16,7% останутся у трех совладельцев "Партии еды", но "Яндекс.Такси" будет иметь право выкупить их доли в течение нескольких лет. Сумму сделки стороны не раскрывают по условиям соглашения с "Яндексом".
Михаил Перегудов пояснил, что переговоры по слиянию шли около года. "Эдуард Тиктинский, как ключевой инвестор, получил хорошие условия. Все, что могу сказать – все инвесторы, в итоге остались довольны сделкой. "Яндекс" планирует в дальнейшем докупить акции "Партии еды", получить полный контроль как единственный стратегический инвестор", - отметил он
"Партия Еды" остается самостоятельной компанией с прежней командой под руководством сооснователя и гендиректора Михаила Перегудова. 16,7% останутся у трех совладельцев стартапа – Перегудова, Филиппа Башьяна и Владимира Черкашина. Эдуард Тиктинский (Группа RBI), Сергей Алешин (ГК "Санекст.про") и Александр Родионов вышли из состава инвесторов.
Функции сервиса будут интегрированы в продукты "Яндекса". "Команда "Партии еды" добилась отличных результатов благодаря вниманию к мелочам и заботе о качестве на всех этапах, от выбора поставщиков до доставки. Опыт и возможности "Яндекса" в масштабировании бизнеса выведут сервис на новый уровень и сделают его доступным миллионам людей", - отметил операционный директор "Яндекс.Такси" Даниил Шулейко.

Проверка рынка

Слияние с "Яндексом" гендиректор "Парии еды" объясняет стремительным ростом этого рынка, на который в ближайшие годы выйдут не только стартапы, но глобальные игроки. "Для нас было очевидно, что сейчас мы конкурируем с такими же сервисами как мы, но через несколько лет этот будет борьба со всеми сервисами – доставки продуктов, ретейлерами, it-гигантами, т.е. было ясно, что нам нужен стратегический инвестор. Оставаться независимой компанией было бы в этих условиях тяжело", - пояснил Перегудов.
Говоря о дальнейших планах по развитию бизнеса, он отметил, что пока главной целью остается закрепление позиций проекта на рынках присутствия. "Нам хватает спроса на этих рынках. Поэтому в следующем году стоит задача закрепить лидерство в Москве и Петербурге, только потом мы пойдем в регионы", - добавил он.
"Рынок доставки еды будет самым быстрорастущим в ближайшие пять лет в интернете, это очевидный факт. Рынок продуктов – он и так самый большой, но интеграция в интернет пока не сильно развита, мы заказываем там технику, услуги, но мало еды. Ситуация начнет меняться, со сменой поколений, технологий, это неизбежно. Я правда, не считаю, что с ресторанами и фастфудом все пойдет на спад – с ними все будет нормально, это все же другой бизнес", - резюмировал гендиректор "Партии еды".
Для "Яндекса" это попытка проверить синергии со смежными категориями, проверить гипотезу, насколько их клиентская база в продуктовом бизнесе готова пробовать новые форматы – продуктовые наборы, подписки, уверен источник в крупном сервисе доставки еды. "Фактически, это возможность для "Яндекса" второй раз продать, конвертировать свой собственный трафик в сегменте продуктовой доставки", - отметил он.
"Развитие сервисов продуктовых наборов и подобных проектов будет зависеть от конъюнктуры рынка, от их развития в качестве самостоятельных игроков. В ближайшие годы нас, конечно же ждет, череда различных сделок. Технологические компании начинают смотреть на всю цепочку поставок, связанную с едой, изучать различные кейсы в этом направлении, искать ниши", - прогнозирует собесеник "ДП"
По словам Николая Давыдова, гендиректора сервиса доставки Yami Yami (входит в Italy Group), "Яндексу" не принципиально получить полный контроль над работой "Партии еды" и подобными сервисами, они будут расти самостоятельно, органически. Поглощение "Партии еды" – очевидная заявка на создание отдельного бизнеса, уверен он.
"В ближайшее время будет еще две-три сделки на этом рынке и уже на базе различных бизнесов они развернут большой проект федерального масштаба. В итоге стратегия "Яндекса" на рынке foodtech будет похожа на историю с рынком такси. Будет два-три крупных игрока агрегатора, которые условно поделят весь рынок и последовательно будут увеличивать его в объеме. Я думаю, в "Яндексе" это направление воспринимают как одно из самых перспективных и будут целенаправленно вкладывать усилия в его развитие", - считает Давыдов

Конструктор для инвесторов

Стартап "Партия еды" был запущен Михаилом Перегудовым в 2014 году в Петербурге. Компания поставляет клиенту коробку с набором продуктов и рецептами блюд на наделю. Сейчас коробка с пятью классическими ужинами на двоих стоит почти 3 тысячи рублей, на четверых — 5391 рубль. Клиенты могут заказать наборы из трёх ужинов, а также выбрать другие варианты блюд — например, вегетарианские или те, которые нужно готовить не больше 10 минут.
На старте Перегудов вложил в "продуктовый конструктор" около 10 млн рублей. Первый заказ "Партия еды" доставила 17 августа 2014 года. Уже в декабре у проекта появился первый крупный инвестор – долю в 40% выкупил основатель и президент строительно-инвестиционного холдинга RBI Эдуард Тиктинский, который возглавил совет директоров сервиса.
В апреле 2017 года владельцы сервиса привлекли 60 млн рублей от группы инвесторов, возглавляемой совладельцами "Санекст.Про" Владимиром Черкашиным и Сергеем Алешиным. В обмен на инвестиции Черкашин и Алешин тогда получили по 12,5% ООО "Партия еды", доля Тиктинского снизилась до 35%.
В феврале "Партия еды" запустила на арендованных площадях завода "Арсенал" производственный хаб площадью более 1 тыс. м2, в составе которого пищевое производство по технологии CoolAround (дольше сохраняет свежесть продуктов), склады, офис и лаборатория-кухня. Инвестиции в новый хаб составили от 25 млн до 30 млн рублей. На его запуск была израсходована большая часть средств, полученных от Тиктинского.
"Сейчас выручка "Партии еды" превышает 15 млн рублей в месяц (около 50 тыс. продуктовых наборов), так что по итогам года оборот составит около 200 млн рублей. Но поскольку выручка год к году удваивается, мы рассчитываем получить в 2019 году первый миллиард", — говорил весной прошлого года Михаил Перегудов.
По данным СПАРК, в 2017 году выручка "Партии еды" выросла на 88%, до 141,6 млн руб., убыток оставался на уровне 2016 года и составил 32,5 млн руб. В сентябре 2018 года "Партия еды" доставила более 200 тысяч комплектов для приготовления ужинов. Две трети клиентов компании пользуются сервисом по подписке, получая продукты еженедельно.

Дивный новый рынок

"Яндекс" охотно инвестирует в новое направление - сделку по покупке сервиса доставки еды Foodfox источники на рынке оценивали в 500 млн рублей. Не отстает и конкурент "Яндекса", Mail.ru Group. В ноябре 2016 года крупнейший российский сервис по доставке еды Delivery Club был выкуплен холдингом за $100 млн. После этого Mail также купила сервис ZakaZaka за $20 млн
Как отмечалось в исследовании РБК, объем рынка foodtech в 2018 году превысит 100 млрд рублей. В России и в Петербурге сформировались как основные направления этого рынка, так и лидеры: доставка готовой еды из ресторанов или магазинов (Delivery club, iGoods, "Яндекс.Еда"), доставка продуктов для приготовления еды ("Партия еды", "Дома вкуснее"), доставка персонализированных продуктов (фермерских, спортивного и функционального питания).
В числе известных российских инвесторов, которым интересен foodtech, — Александр Фролов, основатель и управляющий партнер фонда Target Global и инвестор Delivery Hero и Blue Apron; Лев Хасис, председатель совета директоров компании "Эвотор" и бывший гендиректор X5 Retail Group; Оскар Хартманн, основатель проектов KupiVIP.ru, Carprice, CarFix и, конечно, Mail.Ru Group и "Яндекс".
Российский рынок foodtech набирает обороты, но пока значительно уступает мировым лидерам. По данным фонда Target Global, объем рынка foodtech в России составляет около $1,4 млрд. По оценке Rocket Internet, объем мирового рынка foodtech–сервисов, в частности заказа еды онлайн, достигает $324 млрд. По степени развитости инфраструктуры доставки еды первыми стали США (GrubHub, Instacart), Великобритания (проекты JustEat, Deliveroo), другие страны ЕС (Delivery Hero, Linas Matkasse).
Разница между западными и отечественным рынками обусловлена различиями инвестиционной среды: объемы инвестирования западных стартапов в десятки раз выше российских, поясняла "ДП" Людмила Алямовская, коммерческий директор Tillypad (делает системы автоматизации ресторанов): "Delivery Hero, один из ведущих игроков рынка США, по итогам недавнего IPO был оценен в $5,1 млрд и привлек $530 млн инвестиций. Лондонская онлайн–платформа для заказа готовых блюд из ресторанов Deliveroo с 2013 года привлекла $474,6 млн и сейчас оценивается в $2 млрд. Для сравнения: российский Chefmarket привлек $6,3 млн".