Проектные мощности. Военный и строитель Вадим Парадник с нуля развил бизнес до пяти компаний и занялся инновациями

Автор фото: Сергей Ермохин
Вадим Парадник, основатель "Глобал ЭМ"
Предприниматель Вадим Парадник, военный и строитель в одном лице, основал генподрядную компанию "Глобал ЭМ" в 2012 году. За 6 лет его организация увеличила годовой оборот до 133,4 млн рублей. В портфеле компании — крупные апарт–отели и инновационные объекты. Идея развивать бизнес родилась не сразу — решению предшествовали годы военной службы в Сибири, а также работа в крупнейших строительных организациях Петербурга. Последним для предпринимателя местом работы по найму стал холдинг Megapolis Property Management, где Вадим трудился главным инженером. Именно тогда он задумался о независимом проекте.
За полгода до увольнения Парадник основал вместе с товарищем и коллегой Владимиром Худокормовым собственную компанию по проектированию строительства. При этом совместных накоплений, около 300 тыс. рублей, хватило только на аренду офиса площадью 27 м2 и заработную плату нанятому бухгалтеру. "В начале становления бизнеса я приезжал домой из офиса, садился в машину и банально ехал таксовать. Тогда у нас было два состояния: денег нет и денег нет вообще. В основном второе", — рассказывает Вадим.

Salut, апартаменты

На старте новая компания неизменно проигрывала в борьбе за заказы крупным организациям, которые успели зарекомендовать себя на рынке. При этом средств от небольших контрактов стоимостью 20–50 тыс. рублей хватало разве что на оплату операционных расходов. "Можно сказать, мы лакомились объедками с барского стола. Ни одна уважающая себя компания не бралась за такую мелочевку, как, например, проект ремонта электрической сети для здания 500 м2. Мы брались. Пытались выжить", — вспоминает Парадник.
Впрочем, стратегия оказалась эффективной — число заказов начало расти вместе со штатом компании, который включал уже 15 человек. В 2013 году предприятие получило свой первый крупный контракт — проект апартаментов Salut, однако, с точки зрения самого предпринимателя, по–настоящему смогла зарекомендовать себя на рынке, только взявшись за проект петербургского производства электронного и оптического оборудования.

Своим путем

Спустя год "Глобал ЭМ" вышла на точку безубыточности и сняла офис в БЦ "Сампсониевский" у станции метро "Выборгская" — с тех пор оборот и портфель компании начали расти. Суммарная площадь спроектированных объектов организации перевалила за 1,5 млн м2. "За 2017 год сделали примерно 600 тыс. м2. При этом у вас может быть один колоссальный объект, например апартаменты Valo площадью 155 тыс. м2, а может быть 10 объектов по 10 тыс. м2", — отмечает совладелец компании. Предприятие берется за крупные и инновационные объекты. Так, например, компания занимается разработкой проекта первого объекта связи Satnetics для покрытия Северного морского пути, также в портфеле организации проекты для ПАО "Ленэнерго", ПАО "ТГК". В 2017 году оборот бизнеса Вадима Парадника достиг 133,4 млн рублей. Сейчас в компании работает 75 человек.
"Если мы говорим о стандартном жилом комплексе, этап проектирования занимает у нас 1,5–2 месяца, если о крупных проектах, то работа над таким может длиться около года", — рассказывает бизнесмен.
По подсчетам Вадима, подавляющая доля заказов приходится на жилые комплексы. "Чаще всего мы делаем апартаменты — просто так исторически сложилось, что именно мы занимались проектированием первого в городе объекта в этом формате, Salut. Тогда же, параллельно, в районе станции метро "Проспект Просвещения" возводился апарт–отель YE'S, объясняет он. — Впоследствии заказчики часто обращались к нам, и половину портфолио по количеству (но не по объему) занимают именно апартаменты".

С керамикой налегке

Сейчас ГК "Глобал ЭМ" включает пять компаний. В 2015 году совладельцы Вадим и Владимир приняли в команду еще одного предпринимателя и сокурсника — Николая Кокарева, который занимается развитием строительного направления.
Тогда же группа компаний занялась научной разработкой инновационных строительных материалов. В частности, предприятие работает над созданием особой керамики, которая легче по весу, чем обычная. Новое производство площадью 250 м2 может начать работу уже этой осенью в районе станции метро "Чкаловская". В исследования, патентирование, покупку оборудования и прочее организация вложила уже более 20 млн рублей. Кроме того, в планах Вадима Парадника — масштабировать бизнес: предприниматель не исключает, что филиал компании может открыться в Москве.

Рынок сокращается

За последние несколько лет количество компаний, которые занимаются проектированием, заметно сократилось.
"Рынок просел. С одной стороны, нам это идет на пользу — меньше конкуренции. Но начинающим предпринимателям сейчас будет особенно трудно. Найти новые контракты, не обладая базой заказчиков, достаточно тяжело. Многие компании, которые были нам конкурентами 2–3 года назад, уже покинули рынок", — рассказывает Вадим. По подсчетам предпринимателя, в Петербурге на 2012 год было порядка 10 тыс. компаний. Для городского рынка проектирования этого было много. А сейчас их в разы меньше. По оценкам участников рынка, в Петербурге работает от 900 до 1,5 тыс. организаций.
"Есть объективные причины — от роста курса валют до повышения НДС", — говорит он.
С бизнесменом согласен Геннадий Подосиновик, глава "СП Энерджи": "Компаний действительно становится все меньше".
"Рынок сокращается. Наша отрасль напрямую работает с застройщиками, с банками, а они отражают экономическую составляющую нашего государства — выводы напрашиваются сами", — говорит Валентин Ткачук, глава проектного бюро "Генплан".
В числе крупных компаний Петербурга, работающих на рынке проектирования, "Геострой", Hansa Group, "Мегамейд", "Геоизол", "Ирбис" и пр.
Советы предпринимателя Парадника
В первую очередь стоит определиться с целью — для чего нужен бизнес. Мы часто сталкивались с молодыми компаниями, особенно на старте, и 90% людей, которые нам встречались, были ориентированы на "заработать здесь и сейчас". Если ориентироваться только на выжимку ресурсов, то насколько долго просуществует такой бизнес, сказать сложно. У нас была другая цель — построить компанию. В этом бизнесе работает только сарафанное радио, никакие иные инструменты продвижения не помогут, если мы говорим о формате b2b. Социальные сети не дают должного эффекта, и, на мой взгляд, это просто выкидывание денег на ветер. О вас узнают только в том случае, когда ваш заказчик останется доволен. Если он окажется недоволен, то работы, разумеется, станет, наоборот, меньше.