Мед на Мойке. Петербургский "Медовый дом" договорился о поставках в Японию

Автор фото: Валентин Беликов
Владелец компании "Медовый дом" Антон Георгиев
"Медовый дом" (выручка — 1,3 млн рублей в 2017 году) создан в Петербурге в 1998 году, в 2007–м владелец компании Антон Георгиев перенес производство в деревню Мойка Новгородской области, где ежегодно перерабатывается до 10 тыс. т меда с пасек Алтая, Дальнего Востока, Сибири и Северо–Запада.
"Медовый дом" является крупнейшим экспортером меда в России, занимая примерно половину рынка. Около 9% продукции (800 т в год) компания отгружает в другие страны. Однако основной объем поставляется в виде натурального меда и крем–меда в российские торговые сети. "Мы сотрудничаем с пчеловодами из Ленобласти и СЗФО, но, честно скажу, удельный вес их меда в обороте ничтожно мал — не более 1%. Наша климатическая зона не очень предрасположена к тому, чтобы заниматься промышленным разведением пчел", — отметила Эмилия Агеева.

Липовый мед

В 2017 году российские пасеки произвели 67,8 тыс. т меда, следует из исследования Discovery Research Group. За год в Россию поставлено 155 т импортного меда на $600 тыс. из Абхазии, Армении, Австрии, Австралии, Белоруссии, Франции, Венгрии, Индии, Киргизии, Казахстана и Молдавии.
В этом же году Россия экспортировала 1,8 тыс. т на $5,5 млн. Двумя годами раньше показатели были на 30% выше. Снижение не связано с плохой погодой и неурожаем, рассуждает Эмилия Агеева, дело в несоответствии нашего меда мировым стандартам: "К примеру, нашим пчеловодам разрешили использовать медикаменты, которые в других странах мира запрещены".
Сегодня до 80% меда в стране реализуется на сельскохозяйственных ярмарках и в лавочках на трассах, продолжает Эмилия Агеева, называя такой оборот полулегальным. "Это очень нас беспокоит, потому что порядочных поставщиков, которые грузят мед в федеральные сети, постоянно проверяют всевозможные органы. А теневой бизнес никто не проверяет, и то, что люди потребляют, — зачастую не мед", — сетует эксперт.
Фермеры, в свою очередь, называют подделкой продукцию переработчиков меда, в частности крем–мед. Представитель "Медового дома" настаивает, что под категорию кондитерских изделий попадает продукция с содержанием меда менее 90%. "В нашем случае примеси, то есть чернослив, составляют 1%, остальное — мед", — подчеркнула она.

Правильные пчелы

В Ленобласти насчитывается 32,2 тыс. пчелиных семей, из них 29,5 тыс. находятся в личных хозяйствах граждан, рассказали в региональном Агентстве по пчеловодству. На фермеров приходится 2,2 тыс. ульев. Это в том числе КФХ Сергея Клементьева в Лужском районе (300 пчелосемей) и Ивана Белова в Гатчинском районе (150 пчелосемей).
На предпринимателя Николая Занькина работают 90 пчелосемей в деревне Родионово Подпорожского района. Летом 2018 года они принесли бизнесмену 1,8 т меда. "Текущий год получился урожайным — 22 кг с улья, а в 2016–2017 годах из–за непогоды почти ничего не было — около 13 кг", — рассказал пчеловод.
Продукцию он реализовывает на ярмарках, а также покупателям, которые посещают пасеку лично. В 2018 году планирует выйти на показатели выручки 1,5 млн рублей. "Когда мед покупаешь, надо пчеловоду в глаза смотреть. На ярмарках многие продают чужой мед, а выдают за свой", — рассуждает Николай Занькин.
По данным фермера, до 70% российского меда — это подделка: недобросовестные фермеры кормят пчел сахаром, а продавцы размешивают продукцию с сиропом. Цифру подтверждает президент Российского национального союза пчеловодов Арнольд Бутов. Союз разрабатывает методику маркировки продукции пчеловодов в формате блокчейн, подобную той, что предложена Минсельхозом РФ в рамках ФГИС "Семеноводство". Пилотный проект маркировки меда планируется запустить в Башкирии.