"ЭРА" зажжет свет на "Урале". Компания выиграла многомиллиардный контракт на атомном ледоколе

Автор фото: Балтийский завод

Борьбу за многомиллиардные заказы в сегменте электромонтажа в судостроении почти полностью выигрывает АО "ЭРА". Попытки конкурентов подвинуть его удаются с большим трудом.

В 2016 году "ЭРА" выиграла контракт на работу с первым в серии ледоколом "Арктика", строительство которого ведется на Балтийском заводе. Тогда конкурс стоимостью 2,5 млрд рублей прошел не совсем гладко: тендер, который по ценовому критерию выигрывала уфимская компания "ГСИ СНЭМА", был отменен. Это случилось после того, как верфи внесли изменения в закупочную документацию, потребовав действующую "атомную" лицензию Ростехнадзора, которой у уфимцев не было.
Нынешний контракт "ЭРА" опять получила без конкурса — как единственный поставщик. Представители "ГСИ СНЭМА" рассказали "ДП", что были готовы к борьбе, но заказчик решил по–другому.
Гендиректор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев подтверждает, что "ЭРА" — крупнейшая компания в Петербурге, которая может выполнять заказы по электрификации судов. "Конкуренты, конечно, есть, но работать на таком высоком уровне может только она", — уверен эксперт.
"ЭРА" имеет свои филиалы на всех крупных верфях Северо–Запада, в том числе и на Балтийском заводе, где арендует площади в 21–м цехе.
Представители судостроительного завода "Пелла" (Шлиссельбург) говорят, что многие крупные игроки отрасли традиционно передают электромонтажные работы на аутсорсинг. "У нас так работает дружественное нам ООО "НЭМО", и для любой верфи удобно, если эти заказы выполняет фирма, расположенная прямо на территории", — рассказали на "Пелле".
Конкуренты не оставляют попыток подвинуть петербургского гегемона. Так, "ГСИ СНЭМА" удалось в начале 2018 года выиграть конкурс Балтзавода на электрификацию ледокола "Сибирь". Уфимская компания предложила исполнить контракт за 2,087 млрд рублей — всего на 19 млн меньше, чем "ЭРА".
Примечательно, что нынешний подряд по аналогичному типовому ледоколу, который был проведен всего несколько месяцев назад, в условиях отсутствия конкуренции обошелся заказчику почти в 1,5 раза дороже.
Гендиректор компании "ЭРА" Виктор Татарский в разговоре с "ДП" предположил, что у уфимцев возникнут трудности с контрактом, который они у него увели. "Они "сухопутная" компания, которая работает на берегу, а тут совсем другая специфика", — объясняет он. Но кроме Балтзавода "ГСИ СНЭМА" работает сейчас и на Адмиралтейских верфях, там она заканчивает электрификацию дизельного ледокола "Виктор Черномырдин". Стоимость этого, более скромного, контракта — около 700 млн рублей. В компании говорят, что работы на этом ледоколе будут завершены в 2019 году.
В перспективе Балтзавод рассчитывает на увеличение числа атомных ледоколов серии 22220 с трех до пяти, а значит, у судовых электромонтажников могут появиться заказы еще как минимум на 5 млрд рублей. И "ЭРА", и "ГСИ СНЭМА" говорят, что готовы участвовать в новых конкурсах.
"ЭРА" занимает в Петербурге шестое место по выручке в судостроительной отрасли: 2,9 млрд рублей в 2017 году. Из частных фирм больше только у ПАО "СФ "Алмаз"" (5 млрд рублей). Все акции "ЭРА" принадлежат ее сотрудникам и их родственникам. Крупнейшие акционеры — Андрей Твердов (7,79%) и Виктор Татарский (7,44%). По словам главы компании, ни продавать свои ценные бумаги, ни уходить под покровительство ОСК акционеры не собираются .