Арендаторы взяли кассу. Торговые сети меняют формат кассовых зон, добавляя постаматы и пункты услуг

Автор фото: Сергей Коньков

Торговые сети все чаще сдают площади постаматам и меняют отношение к выбору арендаторов.

Онлайн и офлайн в едином порыве

На прошлой неделе стало известно, что сеть магазинов "Пятерочка" (входит в X5 Retail Group) установила в своих магазинах устройства активации и пополнения проездных билетов. Специальные терминалы будут работать в 30 магазинах сети в Петербурге. Общий объем инвестиций в пилотный проект составил 6,8 млн рублей.
Ранее компания X5 Retail Group анонсировала еще один проект по использованию прикассовой зоны. Ретейлер хочет организовать совместное с Совкомбанком предприятие по выдаче заказов из интернет–магазинов через сеть постаматов (локеров). В настоящий момент эта сеть состоит из 450 объектов под брендом "Халва", в перспективе их количество превысит 1500.
Совместное предприятие получит право размещать постаматы в магазинах X5 сроком на 5 лет.
Конкуренты X5 движутся в аналогичном направлении. "Дикси" в прошлом году заключила партнерское соглашение с компанией TelePort и начала устанавливать ее постаматы в своих магазинах. Сейчас установлено уже около 500 терминалов в крупных городах и областных центрах регионов присутствия магазинов сети.
Как рассказали "ДП" в "Дикси", в магазинах, где стоят постаматы, компания отмечает рост трафика покупателей, основной целью установки постаматов было "удовлетворение спроса на данный вид услуг и рост трафика в магазинах сети за счет привлечения новой целевой аудитории".
Постаматы в своих магазинах используют и петербургские торговые сети. Так, в одном из магазинов сети Super Babylon постамат установили в тестовом режиме, в течение месяца он будет находиться в прикассовой зоне для привлечения дополнительного трафика, рассказали в компании.

Сети тянутся в сети

Свободную площадь магазинов, как крупных гипермаркетов, так и небольших магазинов у дома, помимо постаматов занимают субарендаторы.
Например, в прикассовой зоне сети петербургских супермаркетов "Лэнд" стоят банкоматы, терминалы оплаты, цветочные бутики, магазины подарков и химчистки.
Опрошенные "ДП" торговые сети говорят о том, что их приоритеты при выборе субарендатора за последние годы изменились и им нужны сетевые магазины, общепит и услуги.
В "О’Кее" наблюдают тенденцию к сокращению матрицы арендаторов в прикассовых зонах гипермаркетов, особенно это касается магазинов одежды, обуви, ювелирных салонов. Остаются в основном услуги и товары первой необходимости, такие как химчистки и аптеки.
В пресс–службе торговой сети считают, что неплохо себя чувствуют фастфуд–сети ("Макдоналдс", "Бургер Кинг", KFC и др.), причем именно в формате ресторанов с посадкой, а не фуд–корта.
В последний год в "О’Кее" наблюдают небольшую активность со стороны магазинов косметики брендов уровня ниже среднего, и в целом ретейлер старается брать в прикассовую зону стабильные сетевые компании.
По словам представителей торговой сети, не стоит считать, что прикассовая зона влияет на трафик гипермаркета.
"Трафикогенератором все же остается сам магазин, здесь скорее обратная зависимость: чем больше трафика генерит гипермаркет, тем более насыщенная и качественная арендная зона при нем", — убеждены в "О’Кее".
В торговой сети "Дикси" тоже говорят об увеличении среди субарендаторов сетевых компаний. Это относится в первую очередь к аптекам, товарам для детей, цифровым и бытовым маркетам, магазинам зоотоваров и т. д.
В компании считают, что на первый план сейчас у покупателей выходят товары и услуги первой необходимости: сегмент быстрого питания, а именно стритфуд, кофейни, горячая выпечка, ориентированные на массового потребителя с демократичной ценовой политикой и широким ассортиментным рядом. Также активно развиваются аптечные сети и магазины детских товаров, цифровые ретейлеры и магазины зоотоваров. Торговая сеть сейчас рассматривает дополнительную установку стоек мобильных операторов, интернет–провайдеров и цифрового телевидения, размещение терминалов оплаты услуг мобильной связи, интернета, услуг ЖКХ и других финансовых операций.
"Сетевые игроки готовы к быстрому развитию территорий и способствуют поддержанию интереса потребителей к магазинам шаговой доступности", — поясняют в "Дикси".

Все дело в сервисе

В "Ленте" тоже стараются отдавать предпочтение компаниям с узнаваемым брендом и устойчивым финансовым положением.
"Кроме того, нам важно, чтобы покупатель, приходя в магазин, получал привычный сервис, поэтому состав субарендаторов в "Ленте" достаточно стабилен", — констатирует петербургский ретейлер.
В X5 Retail Group считают, что подход компании к субаренде заключается в том, чтобы находить партнеров, которые сделают магазин более конкурентоспособным. В перечень приоритетных категорий для сдачи помещений в субаренду компанией сегодня входят продавцы свежего мяса, рыбы, выпечки, кулинарии, цветочные магазины, корнеры с детскими товарами, аптеки, операторы сотовой связи и др.
"Развитие дополнительных сервисов внутри магазинов позволяет сделать процесс покупок для наших клиентов максимально удобным. Ведь чем больше опций (забрать посылку, оплатить телефон, пополнить транспортную карту и т. д.) доступно в одном месте, тем больше времени покупатель может сэкономить", — делают вывод в X5 Retail Group.
В прикассовых зонах супер– и гипермаркетов мы видим рост числа магазинов экопродуктов, салонов ногтевого сервиса, табачных лавок, вейп–шопов, фирменных кондитерских бутиков, мебельных и обувных магазинов. В то время как зоотовары стали частью ассортимента самого продуктового оператора, цветочный оператор предпочитает разместиться в стрит–ретейле. Чаще всего эти арендаторы сами претендуют на поток клиентов гипер– и супермаркета, а не генерируют дополнительный поток в основной магазин. Еще мы видим смещение субарендаторов прикассовой зоны в сторону сферы услуг.
Екатерина Лапина
генеральный директор агентства недвижимости Lapina
Я бы не сказал, что структура субарендаторов сильно изменилась за последнее время. Это по–прежнему продавцы какого–либо монопродукта — меда, сухофруктов, орехов, цветов, а также услуги химчистки, обувные мастерские и другие. Что касается таких сервисов, как постаматы, они не сильно отражаются на трафике, основное их предназначение — снижение арендной нагрузки. Например, когда ретейлер вынужден брать большую площадь, чем требуется под стандартный магазин, чтобы не упустить интересующую его локацию.
Владимир Каличава
Руководитель Департамента Услуг Для Ретейлеров Colliers International