Закрасить позитивом. Город брендит на конкурсной основе

Автор фото: Photoxpress
Разработчиков символики ищет комитет по развитию туризма городского правительства. У победителя конкурса, объявленного Смольным (извещение о проведении от 18.09.2018), закажут "платформу, архитектуру, коммуникационную стратегию территориального метабренда (позитивно окрашенного образа города), а также концепцию, структуру, систему идентификации и бизнес–план агентства по управлению территориальным метабрендом".
Исполнитель должен будет изобрести не менее трех концепций "системы визуальной идентификации" метабренда, включая логотипы на кириллице, латинице и в китайских иероглифах, в цветном и черно–белом исполнении, а также фирменный знак. Желающие визуализировать петербургский дух вправе подать заявки до 9 октября, работы в случае победы на конкурсе придется представить до 1 декабря 2018 года. Максимальная цена контракта — 8 млн 274 тыс. рублей.
Что бросается в глаза при изучении параметров смольнинского конкурса, кроме того, что в формулировке условий использованы, похоже, все известные их составителям модные в кругах юных эсэмэмщиков слова? Информация о намерении создать специальную структуру — полноценное агентство. Комитета по развитию туризма в структуре администрации Петербурга, видимо, недостаточно для управления еще и метабрендом.
Правительственные ведомства не впервые пытаются реализовать идею наделения города специальным понятным и приятным для туристов логотипом. Более того, бренд уже был создан и активно использовался в создании полиграфической продукции. Но совсем недавно комитет по развитию туризма вынужден был расторгнуть по требованию УФАС Петербурга договор с известной дизайн–студией Артемия Лебедева, еще в 2014–м разработавшей искомый символ за 1 рубль (формально).
Можно, конечно, рассуждать о том, что мировые туристические центры вполне обходятся без специальных брендов, поскольку имеют спонтанно знаменитые узнаваемые символы, чей статус никто не пытается формализовать. Но надо отметить, что, действительно, есть и позитивные примеры специальной разработки городских брендов. Самый известный из них — знаменитый логотип I love NY. Он был создан дизайнером Милтоном Глэйзером в 1970 году в рамках рекламной кампании Нью–Йорка.
Трудно понять, каким образом создание логотипа может увеличить туристический поток. Если туристам есть ради чего ехать — инфраструктура, развлечения, — то не думаю, что бренд увеличит или уменьшит их количество. Если люди стоят по несколько часов в очереди, чтобы попасть в музей, то никакой бренд городу не поможет. Для меня лично Петербург ассоциируется с белыми ночами. Этот бренд не перебьет никто. Он появился давно и до сих пор работает. Также считается, что сегодня бренд Петербурга — это «культурная столица» и набор музеев, театров, красивых зданий. Но в городе нет мест для семейного и детского отдыха, где туристы смогут получить интерактив, развлечения. Я говорю о том, что сделал Париж в свое время, разместив у себя «Диснейленд». То же самое делают Лондон и другие крупные города. Кроме того, в Петербурге необходимо развивать деловой туризм — и тут уже встает вопрос об аэропорте, он недостаточно вместительный.
Алексей Мусакин
директор петербургского филиала Российской гостиничной ассоциации
Для меня бренд Петербурга — это поэты Серебряного века, которые пережили революцию и остались в России. Они не были оппозиционерами и не были конформистами, сумели сохранить свое видение мира, несмотря на изменение страны и общества. Модерн умер, а их эстетический мир остался жить. Продвигать бренд Петербурга и развивать туризм поможет только культуртрегерская работа. Те места, которые связаны с яркими художественными произведениями, писателями, должны быть атрибутированы и продаваться именно в связке с легендой. Например, когда езжу в Прагу, интересуюсь местами, где бывал Кафка. Это гений места, это можно и нужно использовать.
Сергей Петросян
независимый аналитик авторынка
Первое, что приходит в голову, — кораблик на шпиле Адмиралтейства, потому что Петербург начинался с крепости и кораблестроения. Петр I специально ездил учиться судостроению в Голландию, все знают про ботик Петра Великого. Наш город неразрывно связан с водой, морями, реками и каналами, не зря его называют Северной Венецией. Корабль — один из его символов.
Максим Жемчужников
коммерческий директор АО "Птицефабрика Роскар"
Петербург — лучший город в России, среди европейских тоже выделяется. Он стоит в одном ряду с Парижем, Лондоном. Безусловно, Петербург ассоциируется с морем, Невой и судами, мы же принимаем теплоходы, которые ходят по Балтике и Волге. Это и есть своего рода бренд, его и надо продвигать через СМИ, выставки и крупные международные мероприятия. Когда у нас проходили чемпионат мира по футболу или Кубок конфедераций, иностранные и российские туристы увидели город во всей красе. Возвращаясь домой, они рассказывали о нем своим близким, родственникам и коллегам. Это, естественно, срабатывает. В туризме я 52–й год. Обслуживая тысячи, десятки тысяч туристов, вижу людей, которые приезжают к нам снова и снова. Все они любят морские и речные круизы.
Валерий Фридман
генеральный директор туристической компании "Мир"
Петербург для меня, как и для многих, в первую очередь культурная столица. Город театров, музеев, памятников, архитектурных ансамблей и удивляющих арт–объектов. Город, который был источником вдохновения для писателей, поэтов, художников. Здесь сочетается культурное наследие и современные направления искусства. Поэтому, на мой взгляд, бренд, главное достояние города — это его культурное богатство.
Андрей Рюмин
генеральный директор ПАО "Ленэнерго"
Для меня бренд города — Адмиралтейство и в целом тот факт, что Петербург является морской столицей России. Когда–то в городе проводилась «Формула–1» на воде. Кругом камеры, которые на 139 стран мира показывали стрелку Васильевского острова, Исаакиевский собор. Инвестиции на тот момент составляли около 1 млн евро, и эти деньги отбиваются очень быстро, так как туристический отклик на такие мероприятия огромен. Но пока что город не готов выделять на это финансирование.
Олег Барабанов
Генеральный Директор Объединенной Автомобильной Корпорации
Предложил бы имперскую идею. Петербург — это не про хипстеров без носков, это столица русского царя. Людям за границей этого сильно не хватает: везде разгул либерализма, а здесь они видели бы центр доброго консерватизма. При этом создание метабренда Петербурга — это вопрос не простого техзадания в рамках федерального закона о госзакупках. Нужно провести международный конкурс на лучшее решение, выбирать должна даже не комиссия, а большое количество людей из всех сословий, но только петербуржцы. С удовольствием принял бы в этом участие. Так бренд получился бы по–настоящему народным, мы бы ушли от ситуаций, как с логотипом от Артемия Лебедева, когда и деньги потрачены, и спросить не с кого. А фокус–группы проводить среди иностранцев по всему миру.
Виталий Милонов
депутат Госдумы, "Единая Россия"