Не теряя промышленного лица. Адмиралтейский район достиг 40% городского объема отгрузки готовой продукции

Автор фото: Петр Ковалев
Автор фото: Петр Ковалев

После банкротства "Красного треугольника" в 2002 году казалось, что Адмиралтейский район совершенно растеряет былое промышленное величие. Это случилось, но лишь отчасти.

Если посмотреть на официальные цифры "Петростата", то выяснится, что Адмиралтейский район — лидер Петербурга по отгрузке готовой продукции. Почти 900 млрд рублей — это буквально 40% от всего общегородского объема.

Чемпионы статистики

Звучит как статистическая сенсация, но эксперты считают, что цифра реальности не соответствует. "Петростат" мог посчитать организации, чей юридический адрес зарегистрирован в Адмиралтейском районе", — предполагает доцент НИУ ВШЭ в Петербурге Юрий Ичкитидзе.
И действительно, юридический адрес ПАО "Газпром–нефть" — Галерная улица, 5, а ОАО "Метрострой" прописан на Загородном проспекте, 52. Это, кстати, частично объясняет и высокие районные зарплаты (70 тыс. рублей, второе место в городе), и высокие показатели инвестиций в основной капитал. В 2017 году, согласно все тому же "Петростату", в предприятия Адмиралтейского района вложено 135,5 млрд рублей (двукратный рост, первое место в городе). Однако это не значит, что Адмиралтейский район совсем потерял свое промышленное лицо. Давно затихли разговоры о переносе в Кронштадт Адмиралтейских верфей (27,1 млрд рублей). Продолжает собирать госзаказы ЦКБ "Рубин" (38,1 млрд рублей). И даже в здании бывшей Российской бумагопрядильной мануфактуры до сих пор работает компания "Веретено" (выручка — 124,5 млн рублей) — а ведь это легкая промышленность, едва ли не самая уязвимая в Петербурге! Да, закрылся завод "Степан Разин", но зато теперь там одноименный технопарк, и вместо одной большой пивной — много разных маленьких производств.

В воздухе посвежело

Коптящая небо промзона — это не только деньги и рабочие места. Экология всегда была слабым местом Адмиралтейского района. Однако после банкротства завода резиновых изделий местные жители задышали намного свободнее. И хотя район все еще считается промышленным, экологическая обстановка в нем заметно улучшилась.
"На самом деле ведущую роль в загрязнении воздуха уже довольно давно играет не промышленность, а автотранспорт, — говорит Александр Карпов, директор центра экспертиз ЭКОМ. — Через Адмиралтейский район идут значимые транзитные потоки. Соседний порт также является крупным загрязнителем воздуха, поскольку стоящие на причале суда используют для жизнеобеспечения дизельное топливо. Некоторое негативное влияние на прилегающие территории оказывает и сжигание иловых осадков на острове Белом".
А вот Обводный канал изменился мало — он по–прежнему наводит на жителей тоску, хотя обычно вид на воду увеличивает цену объекта недвижимости на 15–20%. В 2014–м активист Александр Минаков пытался через Общественные слушания по Генплану провести проект создания в районе зеленых рекреационных зон, чтобы вдохнуть новую жизнь в серые воды, но столкнулся с сопротивлением чиновников. "Проблема, мне кажется, упирается в то, что Петербург, конечно, бедный город, — рассуждает он. — Во всем мире идет процесс джентрификации, то есть реконструкция депрессивных территорий за счет притока более состоятельных жителей. У нас же даже на Петроградке и в Коломне до сих пор стоят трущобы и развалившиеся заводы — а это гораздо более "вкусные" территории. Так что до Обводного канала не доходят руки ни у бизнеса, ни у креативного класса, который мог бы его заселить. В итоге решено, что это такая депрессивная территория, а раз так, то нужно сделать из нее транспортную магистраль".

Места нет, пристраивайтесь

Согласно данным проекта "Бизнес–Навигатор", который развивает корпорация МСП, Адмиралтейский район в целом остается одним из самых низкоперспективных для открытия нового бизнеса. Жилья здесь строится мало (за 3 года построено 295 тыс. м2, или 3%), поэтому новых точек роста не появляется, а в застроенных районах уже и так все поделили конкуренты. Тем не менее району все еще не хватает автозаправочных станций (что объяснимо: их просто негде размещать), а также фитнес–центра премиум–класса.
Кроме того, слабо представлены магазины бытовой техники, детской обуви и одежды. Особенно это чувствуется в Коломне, удаленной от всех крупных торговых центров.
Самым интересным для застройщиков (а значит, и для малого–среднего бизнеса) остается участок у бывшего Варшавского вокзала — на границе с Фрунзенским районом. Здесь все еще есть свободные пятна (в 2017 году получено разрешений на 400 тыс. м2, всего в плане 1,3 млн м2).
Из последних крупных проектов — владелец Первой мебельной фабрики Александр Шестаков объявил о готовности инвестировать в офисные и торговые площади между ТРК "Варшавский экспресс" и Балтийским вокзалом. Эксперты оценили инвестиции в 6–7 млрд рублей.
Серьезно недооцененной выглядит территория вокруг проекта Новой Голландии. Не внутри (там уже работают нанятые Романом Абрамовичем профессионалы), а по периметру. "Люди отмечают, что прилегающая к Новой Голландии территория входит в диссонанс с дивным островом: вокруг отсутствует благоустройство, навигация, плохо развита коммерция", — говорит Александра Ненько, руководитель Лаборатории качества комфортной жизни ИТМО(QULLAB). Не очень понятны пока что и перспективы завода "Красный треугольник". С середины 2017 года там хозяйничает государственный Фонд имущества. Уже было много победных реляций: отчеты об очереди из арендаторов, доклады о поступлениях в городской бюджет. Но серьезного инвестора, который вложил бы миллиарды в полноценный редевелопмент, пока что не просматривается.
В среднесрочной перспективе точкой роста эксперты считают Театральную площадь, где к концу 2023 года должна появиться новая станция метро. В долгосрочной — Ново–Адмиралтейский и Матисов острова, поскольку рано или поздно верфям все равно придется отказаться от этих территорий и отдать их под редевелопмент.
Территории у Варшавского вокзала, может быть, и перспективны. Но обычно земли, примыкающие к вокзалам, к промышленным и инфраструктурным объектам, имеют не самую хорошую имиджевую составляющую — потребителей отпугивает, что это бывшие промзоны, которые могут быть загрязнены. На состояние городской среды и репутацию территории в зоне известных улиц Шкапина и Розенштейна хорошо повлияло появление нового квартала компании "Главстрой–СПб" — это поспособствовало оздоровлению ситуации. Но одного проекта, конечно, недостаточно.
Ольга Семенова-Тян-Шанская
директор по маркетингу сегмента «Жилищное строительство, Россия» концерна «ЮИТ»
Не могу сказать, что какого–то бизнеса в Адмиралтейском районе не хватает. Другое дело, что на его территории достаточно много объектов недвижимости, которые могли бы принять бизнес. Это и коммунальные квартиры, которые требуют расселения. Это и объекты, которые продаются через Фонд имущества и требуют капитальных затрат на реконструкцию. Я думаю, что основное направление — это все–таки арт–пространства, небольшие галереи, магазины сувениров. Например, вокруг Новой Голландии активно развиваются территории. Отремонтированы фасады жилых зданий, в следующем году мы планируем провести реконструкцию набережных, дворовых территорий. В одном из зданий уже расположилась Палата ремесел. Это, очевидно, перспективная зона для нового бизнеса.
Светлана Штукова
глава администрации Адмиралтейского района

Историческая справка

Вдоль Обводного

— Адмиралтейский район, каким мы его знаем сейчас, сложился в середине XIX столетия. Тогда это была по большому счету рабочая окраина, образованная вокруг первых крупных промышленных предприятий столицы. В 1795 году основан старейший промышленный пивоваренный завод "Степан Разин". В 1818 году — Бумажная фабрика Гознака на Рижском проспекте. Одновременно в 1800–1844–х на Галерный остров переезжают Адмиралтейские верфи.
— Точкой притяжения для промышленности оказался Обводный канал, который к 30–м годам XIX века стал южной границей города. К 1825 году тут возведено здание "Петмола" — тогда это был Скотопригонный двор, созданный по лучшим европейским образцам. А в 1860 году появляется один из символов индустриализации Российской империи — товарищество российско–американской резиновой мануфактуры "Треугольник" ("Красным" он стал только после революции).
— Гигантское резиновое производство, пивоваренный завод И. Дурдина (а ныне — ОАО "Комбинат пищевых продуктов"), а также несколько бумагопрядильных мануфактур появились на Обводном канале не случайно. Промышленникам было удобно работать на берегах канала, ведь он был источником воды, коллектором, а кроме того, дешевой и удобной транспортной артерией.
— Сегодня Адмиралтейский район производит впечатление лоскутного одеяла, где есть все — от заброшенных бараков у Балтийского вокзала до шикарного Юсуповского дворца.

Вписаться бы в радиус

О способах решения болезненной для Адмиралтейского района транспортной проблемы беседуем с экспертом Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Дмитрием Барановым.

Транспортная система — одно из самых слабых мест Адмиралтейского района. Открытие метро "Театральная" в 2023–м сможет переломить ситуацию?

— Конечно, это повлияет и на бизнес–процессы, и на развитие общественных пространств. Но станция метро сама по себе обеспечит развитие только ближайшей территории, 300–400 м. А депрессивность северо–западной части Адмиралтейского района связана с тем, что там плохо развит наземный транспорт.

И что делать, трамваи пустить?

— Восстанавливать трамвайную линию на данный момент смысла нет, потому что ее будет не заполнить. Нужно усиливать приоритет общественного транспорта. Проанализировать, где падает скорость движения на популярных маршрутах, и в этих местах вводить выделенные полосы или адаптированное регулирование — чтобы, когда подъезжает общественный транспорт, включался зеленый сигнал. У нас технически система подготовлена, светофоры уже имеют такой функционал, необходимо оснастить подвижной состав.

Многие урбанисты считают, что Обводный канал не может преобразиться к лучшему, потому что из него пытаются сделать обходную трассу. Появление Восточного скоростного диаметра (2025 год) решит эту проблему?

— ВСД может теоретически ослабить транспортную нагрузку.
Но и для архитекторов, и для транспортных экспертов уже сейчас очевидно, что Обводный канал — это городская улица с жилой застройкой и делать из нее магистраль нельзя. В том числе и по техническим причинам — например, радиусы поворотов небезопасны для высокоскоростного движения. Проблема в том, что просто есть определенные чиновники, которые считают, что Обводный должен быть магистралью.
На мой взгляд, на Обводном целесообразно создать магистральную линию легкорельсового транспорта, которая выполняла бы роль кольцевой линии метро — она связывала бы сразу четыре ветки. Но пока эта идея требует детальной проработки.