Бот в помощь. Цифровые банки удобны, но всех проблем бизнеса не решают

Автор фото: Рhotoxpress

Финансовая группа "БКС" на ушедшей неделе объявила о запуске цифрового банка для бизнеса "Сфера". Похожие сервисы прочно вошли в жизнь предпринимателей.Финансовая группа "БКС" на ушедшей неделе объявила о запуске цифрового банка для бизнеса "Сфера". Похожие сервисы прочно вошли в жизнь предпринимателей.

Цифровой банк представляет собой платформу, обеспечивающую доступ к набору услуг в электронном виде: расчетно–кассовое обслуживание, кредитование. Теперь банки стали добавлять и другие полезные для бизнеса функции. В случае "Сферы" это онлайн–бухгалтерия, электронный документооборот, финансовая аналитика и юридические консультации, объединенные общим интерфейсом. В основном эти услуги роботизированы, но в сложных случаях консультации окажут сотрудники компаний–партнеров "Сферы".
Как рассказал на презентации в Москве (где присутствовал и обозреватель "ДП") председатель правления АО "БКС Банк" Дмитрий Пешнев–Подольский, в создание "Сферы" финансовая группа вложила 1 млрд рублей. В 2018–м "Сфера" начнет действовать во всех регионах присутствия БКС, включая Петербург. В дальнейшем — по всей стране.
Онлайн–банк от БКС — не первый в России. Похожие услуги уже несколько лет оказывают предпринимателям банк "Точка", работающий под лицензиями банков "ФК Открытие" и Киви–банка, Модульбанк, Тинькофф Банк и ряд классических банков. Тем не менее, по словам Пешнева–Подольского, в БКС рассчитывают занять 10% рынка обслуживания малого и среднего бизнеса к 2022 году. Строить такие планы финансистам позволяет опыт в привлечении и обслуживании участников биржевых торгов. "Если на инвестиционном рынке каждый восьмой клиент в России работает через БКС, то мы верим, что не более чем через 5 лет как минимум каждый десятый предприниматель будет вести свой бизнес с помощью "Сферы", — пообещал он.
"В 2019 году мы намерены открыть 60–70 тыс. счетов", — добавил руководитель проекта "Сфера" Дмитрий Костенко. Всего в России, по официальной статистике, более 6 млн предпринимателей.
Классические банки не видят в цифровых "коллегах" серьезную угрозу. "Есть некоторый интерес к дополнительным сервисам, которые предлагают цифровые банки, но нельзя сказать, что он значителен, — отмечает Александр Кузин, начальник отдела новых банковских продуктов АО Банк "ПСКБ", руководитель программы "ПСКБ Старт". — Большинство клиентов приходят на обслуживание со своей финансовой инфраструктурой и не готовы менять ее на ту, что предлагают им новые банки".
Впрочем, обычные банки тоже стремятся влиться в этот процесс. По словам Александра Кузина, ПСКБ последовательно улучшает свои сервисы, в первую очередь это касается систем дистанционного банковского обслуживания. "Скорость обработки платежей — ключевой показатель нашей работы, — констатирует он. — Также, обладая соответствующей компетенцией в разработке программных продуктов, мы помогаем клиентам в реализации сложных финансовых процессов, например, на технологиях блокчейн. В ближайшее время банк будет внедрять технологии машинного обучения для автоматической обработки платежей, планируется запуск бот–информеров. Уже запущены проекты по оптимизации инфраструктуры банка и аутсорсу технологических платформ".
Антон Кривошеев, владелец "КомГрупп Холдинг": "Мне как бизнесмену доводилось пользоваться Тинькофф Банком, Модульбанком и банком "Точка". Это очень удобно. Сейчас даже физлица не представляют, как раньше обходились без онлайн–банкинга. А для бизнеса еще важнее, чтобы можно было провести или принять платежи круглосуточно и очень быстро. В классических банках это происходит гораздо медленнее".
Однако эйфории по поводу того, что цифровые банки скоро победят бесповоротно, предприниматель не испытывает: "Я недавно как физлицо пытался получить консультацию у онлайн–помощника в Альфа–Банке ночью. Мне отвечали, что запрос будет передан специалистам утром. Зачем работать 24 часа, если у ночных сотрудников не хватает компетенции?"

Недружественная атмосфера

Невозможность полноценно консультировать пользователей ночью — это не единственное, что роднит цифровые банки с классическими. И те и другие часто блокируют счета предпринимателей в связи с требованиями "антиотмывочного" закона 115 ФЗ. В интернете сейчас продолжается скандал вокруг одного из цифровых банков, который якобы не только блокирует счета без повода, но и требует большую комиссию — 15% от остатка — за его перевод в другой банк.
Не стоит упускать из виду, что цифровые банки, упрощая процедуры доступа к услугам, тем самым привлекают маргиналов. "Мы понимаем, открывая новый банк, что сейчас к нам ринутся все самые недоброкачественные клиенты, и уж поверьте мне, наша система мониторинга готова их встретить, — отметил Дмитрий Костенко. — Мы открыты только для чистых клиентов".
Цифровые банки вынуждены устанавливать некоторые барьеры ради уменьшения рисков нарушения 115–ФЗ. В частности, они устанавливают ограничения для перевода денег предпринимателями с одного своего счета на другой, потому что эту операцию любой банк расценивает как одну из самых сомнительных, сказал Костенко. "Росфинмониторинг и ЦБ настаивают, что экономического смысла такая операция не имеет", — пояснил он. По словам банкира, в БКС работают над тем, чтобы клиенты "Сферы" могли не только видеть в приложении все свои счета в разных банках, но и отправлять с них платежи. Тогда необходимость отправлять деньги самому себе на другой счет у них отпадет. Правда, такая возможность появится не ранее чем через 3–4 квартала.