Принудительная экология. В чем разница между экологическим налогом и сбором

Автор фото: Рафаэль Карапетян
Действующее природоохранное законодательство обязывает корпоративных владельцев источников выбросов загрязняющих веществ в воздух и в водные объекты, а также осуществляющих хранение или захоронение отходов предприятия платить своего рода компенсацию за причиняемый экологии ущерб. Ставки определяются правительством России и дифференцируются в зависимости от вредности выбросов, соблюдения нормативов, предпринимаемых мер по снижению опасности и т. д. Учет плательщиков и поступающих взносов возлагается на органы Росприроднадзора.
В Минфине убеждены в неэффективности существующей системы. В частности, взыскание задолженности по экологическим взносам возможно только в судебном порядке, а за сокрытие платежей даже в особо крупном размере на нарушителя может налагаться только административный штраф.

Опять уголовная ответственность

Для решения такой проблемы существующий платеж предлагается заменить экологическим налогом. Его администрирование делегируется Федеральной налоговой службе, уполномоченной взыскивать задолженность в бесспорном порядке, как это уже было сделано со страховыми взносами. Кроме того, сокрытие налога и иные проступки будут квалифицироваться в том числе как преступления.
Соответствующую главу планируется внести в Налоговый кодекс РФ.
По уверению чиновников, проводимая реформа позволит при сохранении действующего уровня нагрузки на плательщиков увеличить доходы бюджета за счет улучшения качества администрирования. В первую очередь — ускоренного взыскания образовавшейся недоимки и привлечения нарушителей к уголовной ответственности.
В финансовом ведомстве убеждены, что сборы экологического налога существенно превысят поступления от платы за загрязнение окружающей среды. Это позволит в том числе сократить софинансирование государственных экологических программ за счет федерального и региональных бюджетов. Однако эксперты неоднозначно оценивают новую модификацию налогового законодательства.
"Опыт подобных предыдущих реформ показывает, что бизнесу от них лучше не становится, — констатирует президент Ассоциации бухгалтеров малых предприятий Анатолий Симонов. — После того как администрирование страховых взносов передали налоговой службе, объем отчетности увеличился, а со многих компаний недоимку взыскали дважды. Не исключено, что то же самое может повториться и с введением экологического налога".

Все сохранится

"Для добросовестных организаций, которые ранее регулярно вносили платеж, изменений практически не будет, — полагает ведущий инженер–эколог группы компаний "Серконс" Юлия Круглякова. — В новом законе льготные условия устанавливаются для полностью финансируемых из бюджета организаций и предприятий, утилизирующих или размещающих отходы на специальных объектах".
По данным Министерства финансов РФ, в 2017 году за негативное воздействие на окружающую среду все российские вредные производства заплатили в бюджет 14,2 млрд рублей.
В 2018 году планируется собрать 11,6 млрд рублей, в 2019–2020 годах — по 10,3 млрд рублей.