Совладелец "Юлмарта" и ряда других розничных компаний Дмитрий Костыгин, находящийся сейчас под домашним арестом, объявил о запуске бизнес–университета.
Как рассказали на презентации проекта подчиненные предпринимателя, университет начал работу в 2007 году, но сейчас будет открыт и для внешних слушателей, а не только для сотрудников компаний Дмитрия Костыгина и его партнеров.
Из–под ареста
Запуск бизнес–университета произошел в то время, когда сам основатель находился под домашним арестом в рамках уголовного дела о мошенничестве с кредитом Сбербанка на 1 млрд рублей.
Бизнесмена обвиняют в том, что он, будучи председателем совета директоров "Юлмарта", договорился со Сбербанком об открытии возобновляемой кредитной линии, зная о негативном финансовом состоянии компании. В "Юлмарте" с 2016 года длится конфликт акционеров, выручка компании по итогам 2017 года составила 29,5 млрд рублей, что на 40% меньше, чем в 2016 году. Однако другие активы миллиардера показывают более позитивные результаты — выручка сети "Оптоклуб "Ряды" по итогам 2017 года увеличилась в 2,1 раза, до 5,4 млрд рублей. Кондитерское предприятие "Любимый край" за 2017 год нарастило выручку почти на 12%, до 2,3 млрд рублей.
Коллеги Дмитрия Костыгина по–разному оценивают новость о запуске нового учебного проекта. "Бизнесмены начинают заниматься консалтингом, только когда им не нужно заниматься бизнесом или с ним уже все плохо. Я не помню, чтобы основатель WalMart Сэм Уолтон или Стив Джобс из Apple занимались обучением других", — говорит на условиях анонимности один из петербургских ретейлеров.
Впрочем, так думают далеко не все. Петербургский бизнесмен Виктор Гордейчук (бывший владелец сети "Техношок", сейчас развивает сеть оптик "Счастливый взгляд") считает проект Дмитрия Костыгина очень полезным, так как он длится несколько месяцев. "Формат коротких бизнес–тренингов не очень интересен топ–менеджерам, они не дают знаний, скорее это шоу и отдельные кейсы, — разъясняет бизнесмен, — руководителям бизнеса нужно системное образование, то есть более длительная история, полноценный курс, который позволит восполнить пробелы образования".
Представители группы компаний Дмитрия Костыгина уверены, что ситуация вокруг "Юлмарта" не должна негативно отразиться на образовательном проекте миллиардера.
Без волшебства
Занятия будут проводить руководители компаний Дмитрия Костыгина: генеральный директор "Оптоклуба "Ряды" Елена Стрельцова и глава "Любимого края" Ирина Снегова.
Программа университета "Генеральный директор" нацелена на отдельных слушателей и на компании. Курс для слушателей длится 9 месяцев, для компаний — 6.
Этой осенью бизнес–университет наберет 30 слушателей, 20 из них — сотрудники "Рядов" и "Любимого края", а также 10 сторонних компаний, университет ориентируется на предприятия с численностью сотрудников от 50 до 150. "Никаких волшебных пилюль мы не предлагаем! Мы просто четко структурируем деятельность, в результате чего генеральный директор вместо пожарного становится скорее конструктором или архитектором бизнеса", — убеждена Елена Стрельцова.
Построил — научи
Петербургский рынок знает несколько примеров, когда бизнесмены или топ–менеджеры начинали карьеру коуча или пробовали свои силы в консалтинге.
Экс–гендиректор того же "Юлмарта" Сергей Федоринов запустил свой бизнес по консультированию и разработке бизнес–идей. Владимир Маринович, на счету которого работа в сети магазинов "Гирлянда", агрегаторе Get Taxi и сети "Улыбка радуги", открыл бизнес–школу "Вверх". Владелец компании по производству шоколада ShokoBox Андрей Шарков стал ведущим программы о бизнесе "Берись и делай" и консультирует начинающих предпринимателей.
Как не вспомнить и скандально известного предпринимателя, основателя столичной девелоперской компании Mirax, а в прошлом совладельца петербургского "Строймонтажа" Сергея Полонского — он тоже занялся тренингами! Сделал он это после того, как вышел на свободу. В июле 2017–го автор мема "у кого нет миллиарда, тот может идти…" был признан виновным в мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности, но отпущен в зале суда из–за истечения срока давности.
Аналитики фиксируют развитие рынка бизнес–тренингов. По данным "ДП", в Петербурге он ежегодно растет на 10–20%. Если изучить собственные достижения раскрученных петербургских тренеров в запуске и развитии бизнеса, то можно заметить, что большинство преподавателей похвастаться удачными стартапами не могут. Скорее за провалом в бизнесе последовала удачная карьера в коучинге.
Опрошенные "ДП" петербургские бизнесмены разделились во мнении, нужны ли в принципе бизнес–тренинги. По словам одних, если человека нужно учить, то его, как говорится, не нужно учить, и никакие тренинги не решат глобальных проблем компании. Другие же предприниматели говорят, что пользовались услугами бизнес–тренера и прокачивали свои менеджерские навыки и своих подчиненных.
Некоторые тренинги и вовсе вызывают недовольство слушателей. Из последних примеров — выступление в Москве мотивационного спикера Тони Роббинса, организованное бизнес–школой "Синергия". Слушатели, а их собралось 26 тыс. человек, жаловались на высокую стоимость тренинга (VIP–билеты доходили до 500 тыс. рублей), на котором оратор рассказывал прописные истины из разряда "верь в себя, определи цель и прямо иди к ней".
Учиться нужно долго
Попытка компании начать продавать свои наработанные модели и компетенции на внешний рынок— типичная для многих история, оценивает директор по развитию и внешним связям бизнес–школы ИМИСП Дмитрий Павлов. Но нужно понимать, что рынок бизнес–образования только внешне кажется простым и недорогим для входа, с либеральным законодательством, там много подводных камней, клиенты очень придирчивы, предупреждает он.
"Что касается обучения топ–менеджерами, я считаю, что у руководителя компании и преподавателя очень разная специфика, нужно особое умение, чтобы сочетать эти функции", — добавляет Дмитрий Павлов.