Всё могут короли. Знаковые долгострои Васильевского острова

Автор фото: Коллаж Алены Марченко

"ДП" продолжает ревизию главных долгостроев Петербурга. Второй обзор посвящен Васильевскому острову. Речь пойдет не только о замороженных проектах, брошенных на стадии строительства. Многие амбициозные идеи обсуждались годами, но так и остались на бумаге. Реализовать их помешали банкротство заказчиков, нехватка бюджетных денег и ошибки при согласовании с властями.

Инвестициями в масштабное строительство на Васильевском острове в разное время занималась певица Алла Пугачева и ее дочь Кристина Орбакайте в сотрудничестве с корпорацией PMI, крупные восточноевропейские девелоперы и один из самых богатых людей Венгрии Демьян Шандор.

Театральный намыв

Искусственный остров в устье Смоленки заинтересовал Аллу Пугачеву после того, как в Москве не нашлось места для ее Театра песни. Территория на берегу Финского залива изначально была предназначена под объекты культуры. При формировании морского фасада Ленинграда существовали планы создания величественного монумента в честь Октябрьской революции или блокады. Потом сюда хотели перенести Военно-морской музей. В 2008 году губернатор Петербурга Валентина Матвиенко объявила о разработке проекта многофункционального культурного центра "Театр песни Аллы Пугачевой".
"Это проект, о котором Алла Борисовна давно мечтала. И я уверена, что это будет интересное учреждение культуры, с новыми идеями, программами, огромными возможностями. Городское правительство окажет все необходимое содействие в реализации этого проекта. Рада, что для воплощения своей мечты Алла Борисовна выбрала именно Петербург, где очень много ее поклонников", – сказала Валентина Матвиенко.
Строительство планировали начать в 2009 году, а завершить через пару лет. Партнером певицы стал владелец крупнейшего в Петербурге медиахолдинга, президент корпорации PMI Евгений Финкельштейн, который приобрел часть акций ООО "Театр песни Аллы Пугачевой" у совладельца рыбоперерабатывающей компании "Русское море" Максима Воробьева и Михаила Кенина. Самой Алле Пугачевой и ее дочери Кристине Орбакайте на тот момент принадлежало 34% акций.
Инвестиции в концертный зал, который сравнивали с лондонским Альберт-холлом и монументальной аркой Дефанс в Париже, на начальном этапе оценивались в $250 (7,5 млрд рублей по курсу на октябрь 2009 года). Масштаб личности артистки и концепция ее проекта даже спровоцировали разговоры о скором возвращении Петербургу статуса столицы. На эту возможность также указывали планы переезда из Москвы главного офиса "Газпрома" и Конституционного суда. Но слабые надежды петербуржцев в реальность не воплотились. Мировой экономический кризис внес коррективы в амбиции Аллы Пугачевой. Реализация проекта притормозилась.
Предполагалось, что площадь нового здания составит около 130 тыс. м2. Помимо современного зала на 4,5-5 тыс. зрителей, многофункциональный комплекс включал продюсерскую и промоутерскую школу, бизнес-центр, студию звукозаписи. Также планировалось построить гостиницу, где на последних трех этажах разместились бы апартаменты для Аллы Пугачевой и других VIP-персон.
Во время подготовительных работ в 2011 году выяснилось, что в земной коре под устьем реки проходит большой тектонический разлом. В проект пришлось вносить правки, а срок ввода сдвинули на 2015 год. После смены власти в Петербурге Алла Пугачева заявляла, что новый губернатор Георгий Полтавченко также поддержал ее проект. Одновременно стало известно об изменениях в составе акционеров компании. Алла Пугачева и Кристина Орбакайте на двоих получили 49%, а остальной пакет достался Евгению Финкельштейну.
Градсовет в 2012 году выступил против 70-метровой высоты Театра песни. Инвесторы тогда отмечали, что решение архитекторов поставит крест на планах Аллы Пугачевой, поскольку срок окупаемости вместо 6 лет автоматически растянется минимум на 18 лет. Годом позже городской суд постановил, что создание театра не соответствовало генплану Петербурга. А в 2014 году Куйбышевский суд по иску депутата Алексея Ковалева признал, что городской комитет по градостроительству и архитектуре незаконно выдал разрешение на возведение комплекса.
На фоне судебных разбирательств ООО "Театр песни Аллы Пугачевой" объявило об отказе от строительства культурно-делового центра на Васильевском острове. Как заявили в PMI, такое решение было принято "вследствие ошибок и недоработок различных комитетов и правительства Санкт-Петербурга". На проект было потрачено около 120 млн рублей.
По версии Смольного, главной причиной прекращения сотрудничества стало решение Куйбышевского районного суда. Другим мотивом для отказа называлась заниженная стоимость участка, по которой театр его приобрел. "Петербуржцы ставят под сомнение целесообразность расходования бюджетных средств на данный объект. Ведь на торгах за этот участок город мог бы получить сумму, сопоставимую со стоимостью двух детских садов", – говорилось в сообщении чиновников.
Третьим основанием для отказа стало коллективное письмо деятелей культуры, которые просили не допустить очередной градостроительной ошибки. Письмо было инициировано певцом и актером Юрием Охочинским. Его поддержали Эдита Пьеха, Александр Сокуров, Давид Голощекин, Юрий Шевчук, Марина Капуро и другие представители петербургской культуры.
Партнеры Пугачевой через суд оспорили расторжение договора. В октябре 2016 года арбитражный суд постановил на 5 лет продлить инвестиционные условия. Тем не менее комитет по инвестициям, несмотря на мировое соглашение, отказался продлить сроки создания Театра песни. Инвесторы надежд не теряют и обещают приступить к строительству в конце 2018 года. Однако в структуре собственников театра произошли серьезные изменения: певица вышла из проекта, уступив свою долю Кристине Орбакайте.

Берег невезения

Недалеко от Театра Пугачевой на берегу Смоленки расположился еще один примечательный долгострой. В отличие от острова в устье реки, площадку на улице Беринга рядом со станцией метро "Приморская" даже успели отгородить забором. История этого проекта тянется с начала 2000-х годов. Сначала надел под трехзвездочную гостиницу получило ЗАО "НПО Экрос". Завершить возведение комплекса компания хотела в 2005 году, но сроки пришлось сдвинуть на 2007-й. Затем участок перешел к "ИВИ-93", против которой вскоре началась процедура банкротства. Следующим владельцем земли стало ООО "Питер-Констракшн", входящее в ГК "Модуль". Согласно договору застройщика с городом, гостиница на участке должна была появиться до конца 2016 года.
"Питер-Констракшн" получила известность после того, как ей передали право на завершение еще одного скандального долгостроя – ЖК "Охта Модерн". В 2014 году Госстройнадзор отказал компании в получении разрешения на возведение гостиницы на Васильевском острове. По неофициальной информации, выдачу документов отсрочили до тех пор, пока девелопер не достроит "Охта Модерн".
Годом позже разрешение на строительство было оформлено. По проекту предстояло построить три 13-этажных здания. С этого момента компания начала испытывать финансовые трудности. Комитет имущественных отношений (КИО) подал иски к "Питер-Констракшн", надеясь вернуть долги по аренде и расторгнуть инвестиционный договор. Одновременно в суды стали поступать претензии от партнеров компании. В декабре 2017 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти по заявлению ООО "Строительное управление" (основной кредитор) ввел в отношении "Питер-Констракшн" временное наблюдение. На сайте гостиничного комплекса появился баннер о приостановке работ на улице Беринга.
"Строительное управление" предлагало продать право аренды земельного участка на Васильевском острове за 600 млн рублей, чтобы достроить ЖК "Охта-Модерн". Однако в Смольном, которому "Питер-Констракшн" задолжала более 150 млн рублей, продолжают попытки вернуть участок, находящийся под арестом.

Венгерская экспансия

Старт очередному масштабному проекту на Васильевском острове дала Валентина Матвиенко в 2007 году. Соглашение с компанией TriGranit о застройке трамвайного парка №2 было подписано во время визита в Венгрию. Общая площадь МФЦ "Телефабрика" по плану должна была составить около 35 тыс. м2.
По задумке президента TriGranit Development Corporation Демьяна Шандора, одного из богатейших бизнесменов Венгрии, участок можно было освоить под кинопроизводство, строительство отелей и другой инфраструктуры. Для реализации идеи необходимо было снести два здания и часть депо, расположенные на территории трамвайного парка.
Первые сложности с реализацией "Телефабрики" начались в 2009 году, когда совет по культурному наследию ознакомился с концепцией застройки и рекомендовал ее доработать. Через год инвесторы вернулись в Смольный и обещали построить Дворец искусств. Администрация Петербурга официально объявила о подписании соглашения с ЗАО "Инвест–строй" ("дочкой" венгерской корпорации) о возведении дворца на 90 тыс. м2 выставочных площадей, с концертным залом и студиями. Объем вложений оценили в 250 млн евро.
"Если в Петербурге появится новый дворец, то близлежащая территория начнет развиваться, а стоимость недвижимости, расположенной невдалеке, вырастет на 40–50%. Что касается преимуществ нового дворца, то здесь будет использована интересная технология, позволяющая управлять акустикой зала в зависимости от особенностей исполнения", – рассказывал Шандор Демьян в интервью "ДП".
По словам девелопера, самые известные оркестры Европы могли бы приезжать в новый концертный зал и приносить хорошую прибыль городу. Однако смена губернатора вновь поставила проект под угрозу отмены. Георгий Полтавченко в 2011 году заявил, что городские власти откажутся от строительства Дворца искусств.
"Место, на мой взгляд, выбрано неудачно. Там есть возможность создать другие, не менее интересные объекты, в том числе технологический музей, а Дворец искусств имеет право на жизнь, это сугубо частный проект, инвестиции частные, ждать, пока инвестор найдет средства, город, наверное, не будет. Найдем этой территории более интересное применение", – отметил Полтавченко. Вице-губернатор Василий Кичеджи, в свою очередь, назвал проект венгров непроработанным и протокольным, а перспективы его реализации – призрачными.
Попытка добиться правды в суде завершилась для "Телеграда" неудачно. Арбитражный суд в 2014 году отказал в иске к правительству Петербурга. Компания хотела признать незаконным отказ в предоставлении для застройки 1,8 га территории трамвайного парка. В итоге компанию, создававшуюся ради развития участка на Васильевском острове, инвесторы решили ликвидировать. Юридическое лицо прекратило существование в 2016 году. По данным "ДП", в нереализованный проект успели вложить около $10 млн (более 300 млн рублей).
Позже на землю бывшего трамвайного парка стала претендовать Glorax Development. Компания предложила властям Петербурга создать музей транспорта, построить гостиницу, апартаменты и подземную парковку. Инвестиции оценивались в 8,4 млрд рублей. Однако от планов пришлось быстро отказаться в связи с экономической нецелесообразностью проекта.

Бюджетный долгострой

Трехэтажный лабораторный корпус на перекрестке Малого проспекта и 17-й линии Васильевского острова, по данным проекта Фонда имущества Петербурга "Обнови город", еще в 1989 году передали ленинградскому филиалу Института машиноведения им. Благонравова АН СССР для строительства нового здания. Выделенных из бюджета денег хватило лишь на разработку проектной документации.
Проект административного здания на углу Малого проспекта и 17-й линии Васильевского острова
Автор: обновигород.рф
Возведение восьмиэтажного административного здания для ФГБУ "Институт проблем машиноведения Российской академии наук" началось в 2002 году. На информационном щите указывалось, что стройка завершится через 5 лет. Но к началу 2009 года были готовы только капитальные конструкции. Работы прекратились из-за банкротства генерального подрядчика ЗАО "ИВИ-93". Степень готовности объекта на тот момент составляла 50%.
"В 2010 году недострой был разделен на два самостоятельных здания. Тогда же корпус, выходящий на 17-ю линию В.О., был выкуплен ООО "Союз экспертов региона", а основная часть здания на Малом проспекте осталась за Институтом машиноведения. В 2012 году "Союз экспертов" начал работы по строительству бизнес-центра на своей части здания. Этажность в ходе достройки не изменилась, фасады были выполнены в облике хрущевских административных зданий. В 2014 году застройщик получил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию", – рассказывают историю проекта на портале "Обнови город".
По информации Фонда имущества, находившиеся в собственности РФ здание и участок под ним, в соответствии с распоряжением Территориального управления Росимущества, были предоставлены Институту в бессрочное пользование, но уже в июне 2016 года, по просьбе самого учреждения, объект был избавлен от оперативного управления, поскольку денег на его содержание не хватало.
Летом 2017 года на долгострое установили фальшфасад. Судьба заброшенного проекта зависит от решений на федеральном уровне. Один из возможных выходов – передача здания Петербургу.

Вечная богадельня

История долгостроя на 13-й линии В.О. также связана с обанкротившейся "ИВИ-93". Правительство Петербурга в начале 2000-х издало постановление о строительстве гостиничного комплекса на месте бывшего здания Французского благотворительного общества. Проект подготовила Архитектурная мастерская Цехомского, в 2005 году его одобрил КГИОП.
Концепция застройки предполагала воссоздание исторического здания, но от этой идеи отказались. В проект внесли коррективы, приспособив участок под современный жилой дом средней этажности. В 2007 году застройщик оформил право собственности на частично построенное здание. На фоне процедуры банкротства "ИВИ-93" здание вместе с землей перешло во владение ООО "Виста-констракшн". Однако соглашение с комитетом по охране памятников выполнено не было.
В 2014 году у долгостроя появился новый хозяин, которым стала компания ООО "Кредо", позже активы перешли в долевую собственность частному лицу и ООО "Винтеко". Работы при этом на объекте так и не возобновлялись.
Фонд имущества планировал провести переговоры о возможности продажи объекта через свою торговую площадку, но компания "Винтеко" заявила о намерении все-таки построить жилой дом по проекту, выполненному архитектурным бюро "Литейная часть-91" Рафаэля Даянова. Шестиэтажное здание частично будет повторять облик утраченного. Построенные в прошлом конструкции полностью демонтируют, обещал инвестор в марте 2018 года.