Семена растут. "Сортсемовощ" открывает восьмой магазин сети

Автор фото: Архив "ДП"
Юрий Васильев, генеральный директор АО "СПП Сортсемовощ"

Старейший игрок рынка семян АО "СПП "Сортсемовощ", работающий с оборотом 300 млн рублей в год, возобновил развитие и открывает еще одну торговую точку.

Семенная компания "Сортсемовощ" открыла восьмой фирменный магазин в Петербурге. По словам Юрия Васильева, генерального директора предприятия, новое помещение площадью 100 м2 обошлось компании в 1 млн рублей. "Мы отрабатываем единый стиль наших магазинов "Дом семян", — рассказывает бизнесмен. — У нас в ассортименте 1800 сортов семян, четыре магазина собираемся переводить на самообслуживание".

Возврат к старому

Еще в 2002 году у "Сортсемовоща", наследника крупного советского производственного предприятия, было девять розничных магазинов. Но затем сеть стала сокращаться. Только теперь у компании возникла необходимость в восстановлении розницы на базе старых точек. Однако больше расширять сеть гендиректор пока не планирует. "Во–первых, дорого, — рассказывает Юрий Васильев, — во–вторых, семена — это сезонный товар, продажа которого не позволит полностью окупить затраты на новую площадь". Магазины такого типа должны работать еще с каким–либо содержанием. "Сортсемовощ" старается выходить из положения, предлагая покупателю приобрести товары по сопутствующим направлениям: удобрения, средства защиты растений, посадочные материалы, горшки и прочее. Еще в планах бизнесмена обновить ассортимент семян овощей и цветов на 20%. В прошлом году он обновился на 12%. В этом году изменение будет более глубоким, обещает руководство.
Объем российского рынка семян эксперты оценивают в 3–4 млрд рублей ежегодно, причем лишь не более 20% из них приходится на розничные продажи. Основной объем потребляют сельскохозяйственные предприятия. Каждый производитель и импортер пытается найти удобную для себя нишу. Так, петербургская компания "Семена трав" осуществляет поставки в южные регионы страны. "Сортсемовощ" сотрудничает с крупнейшими ретейлерами Петербурга, такими как "Лента", "О’Кей", "Максидом", что позволяет продавать товары в любое время года.
Рассказывая о трендах на рынке семян, Юрий Васильев отметил, что начал падать спрос на семена цветов и газонных трав. "Это связано с тем, что средний класс из числа покупателей постепенно вымывается, а семена цветов и газонных трав покупают в основном люди среднего класса и выше", — объясняет бизнесмен. С семенами овощей все иначе. По словам предпринимателя, наибольшим спросом пользуются западные гибриды, которые стоят в 3–4 раза дороже. Они более эффективны, и отдача от них выше в несколько раз. Из–за такой тенденции доля импортных семян в компании увеличилась на 10% по сравнению с началом 2000–х годов — тогда было 50%. Семена АО "СПП "Сортсемовощ" закупает в Голландии, Франции и Италии. Среди крупных мировых поставщиков, например, голландская фирма Bejo Zaden.
Однако ООО "Семена трав", которое специализируется на поставках и оптовой продаже семян газонных трав, закупает продукцию, наоборот, по большей части в России. Импорт составляет лишь 1/6 продаж. "Российских у нас за этот год ушло около 160–180 т, а импортных — тонны три", — рассказывает Елена Конашина, заместитель генерального директора компании. Это объясняется тем, что импорт подорожал на 50–100 рублей за килограмм, в то время как отечественные семена — всего лишь на 5 рублей. Импорт стали брать менее охотно, отмечают в компании.
Юрий Васильев не исключает возможности того, что совсем скоро в России популярным станет направление, которое вот уже 5 лет является трендом на Западе — рынок органических семян. Чтобы их выращивать, требуется более высокое качество почвы и удобрений и экологические сертификаты, но цена на такие семена более высокая.