Правила новой экспансии. Общепит и розница делают ставку на франшизу

Автор фото: Коньков Сергей

Операторы сетевого общепита и розницы меняют стратегию развития: если в начале 2000-х и 2010-х годов они старались открыть больше собственных точек, то теперь предпочитают развиваться с помощью франшизы.

Сети (будь то общепит, торговля или сфера услуг) отказываются от самостоятельного развития. Этот вполне сформировавшийся тренд подтверждается многими примерами. Так, петербургские сети Ollis (рестораны) и "220 Вольт" (магазины электрических инструментов) недавно отказались от классической экспансии. Они занимаются поставками, логистикой в масштабах сети, осуществляют общий контроль, продвигают бренд, но свои собственные точки уже не открывают — это за них делают франчайзи.
Приведем и другой пример: McDonald's до недавнего времени открывал в России исключительно собственные заведения, но под натиском конкуренции компания сдалась и предложила российским предпринимателям приобретать франшизу, впрочем, купить ее непросто из–за высоких требований франчайзера.
Основатель петербургской сети кафе–мороженых Gelateria Plombir Евгений Драй напоминает, что отказ от своей розницы в пользу франшизы происходит, в отличие от России, во всем мире давно.
"При наличии сильного бренда франчайзинговая модель выгоднее и перспективнее, чем содержание собственных точек. Видимо, в какой–то момент это стало очевидно и в России", — говорит Евгений Драй. Gelateria Plombir за 3 года развития сети открыла около 200 магазинов в шести странах.
"Действительно, недавно несколько крупных игроков заявили о планах по продаже собственных точек действующим и новым франчайзи. Тренд это или нет — большой вопрос. Сейчас в мире огромное количество франчайзинговых компаний не занимаются управлением собственными точками. Они зарабатывают на поставке услуг, товаров, сдаче в аренду недвижимости своим франчайзи", — рассуждает Татьяна Савельева, представитель "Сабвэй Россия".
Директор по франчайзингу федеральной сети студий маникюра и педикюра "Пилки" Екатерина Маренкова добавляет, что при глобальном масштабировании хорошо работающие франшизные предприятия могут приносить больше прибыли, чем собственная сеть.

Но есть риск

Тем не менее некоторые крупные российские компании не спешат полностью переходить на франчайзинговую модель. Например, "Росинтер Ресторантс Холдинг" (рестораны "Иль Патио", "Планета суши", "Шикари" и другие) за счет франшизы входит в регионы, а собственную сеть в основном развивает в городах–миллионниках. В портфеле холдинга 272 ресторана, из них 164 собственных и 108 франчайзинговых.
"Если говорить про ресторанный рынок, особенно про сегмент casual dining (повседневный обед), полностью переходить на франчайзинг рискованно, так как больше всего франчайзи нужна хорошая операционная поддержка во всех аспектах, а не имея собственной сети, компания рискует утратить навыки управления ресторанами. Поэтому обычно компании оставляют ядро своих ресторанов и одновременно развивают франчайзинг, так минимизируется риск потери капитала", — отмечает старший вице–президент холдинга Эрнесто Гонсалес.
Отказ от развития собственных сетей и концентрация на работе с партнерами может отдалить предпринимателя от клиентов, что вредит бизнесу, предупреждает аналитик портала Franshiza.ru Анна Рождественская.
"Поэтому большинство компаний, как правило, стараются оставить себе несколько точек, на которых они проводят эксперименты и оттачивают процессы, чтобы не терять связь с потребителями. На таких экспериментальных точках они тестируют новые услуги или продукты, обучают новых франчайзи", — говорит эксперт.
По словам Эрнесто Гонсалеса, до сих пор количество открытий собственных ресторанов "Росинтера" превышало число франчайзинговых, но уже в первом полугодии 2018 года оно почти сравнялось — открыто 13 собственных и девять франчайзинговых.

Франчайзи все придирчивее

Рынок франшизы в России еще совсем недавно был сильно перегрет, сейчас темпы роста на нем снизились. Франчайзи более придирчиво выбирают бренд: они предпочитают покупать небольшие понятные франшизы. При этом предложение со стороны брендов по–прежнему остается высоким.
"Последнее время часто покупают франшизы фирм, которые занимаются образованием детей, технических кружков и центров программирования. На втором месте по популярности — общепит, в Петербурге это кофейни и небольшие концептуальные заведения. Также в тренде франшизы на медицинские услуги и интернет–технологии", — резюмирует Анна Рождественская.
Мировой опыт показывает, что развитие компаний по франчайзингу происходит быстрее, так как появляется больше инвесторов, которые готовы решать локальные задачи, встающие перед розницей. Новые бренды, заметив этот спрос, делали свои предложения. При этом они не обладали нужными экспертизой и возможностями. Перегрев рынка и сложившаяся в России экономическая ситуация привели к коррекции спроса. Сейчас предприниматели предпочитают прозрачные франшизы. Популярны общепит, услуги для детей, розничная торговля и услуги населению. При этом предложение со стороны брендов по–прежнему остается высоким. И иногда не учитывает особенности клиента. Например, получить в нестоличном регионе ту прибыль, которая нормальна для московской компании, вероятнее всего, не удастся.
Наталья Осипова
руководитель отдела франшизы сети ресторанов Ollis
Модель, когда у партнера в управлении есть свои рестораны, более конкурентна: их можно использовать для тестирования и обкатки новых управленческих решений, технологий и продуктов. Партнер в этом случае получает уже готовые рабочие инструменты, проверенные на практике. К тому же его бизнес постоянно развивается вместе с изменениями на рынке. Например, сегодня стремительно эволюционируют маркетинговые технологии: они все больше уходят в онлайн, становятся более персонализированными. Другое дело, когда франчайзи приходится самому проверять на практике эффективность всего: новых продуктов, технологий, управленческих стратегий, а так обычно и происходит, когда у старшего партнера нет собственных ресторанов. Фактически франчайзи остается один на один со своим бизнесом — однажды он может осознать, что работает практически автономно и никаких преимуществ от франшизы не получает. Это чревато тем, что он захочет разорвать договор, сменить вывеску и начать работать уже под другим названием.
Надежда Турбанова
директор по франчайзингу сети "Папа Джонс" в России