Падающие звезды. Как бренд может заработать на флешмобах

На выходных соцсети взорвал пост телеведущего Андрея Малахова, который выложил в Instagram фото своего падения на съемочной площадке. Снимок оказался частью популярного флешмоба "падающие звезды", смысл которого – запечатлеть оступившуюся и упавшую знаменитость.

Пост Малахова собрал более 30 тыс. лайков, тем временем "ДП" решил выяснить, а можно ли использовать флешмобы для продвижения бренда и сколько на этом можно заработать.

Флешмоб как SMM-стратегия

2017 год был богат на флешмобы в социальных сетях, к которым среди прочего часто присоединялись компании и корпорации. Причем на первый взгляд они не выглядели как флешмобы вовсе. Например, в декабре группы "ВКонтакте" начали массово менять обложки — их просто заливали каким-то одним цветом. Позже на это обратили внимание несколько брендов, в том числе Сбербанк, который окрасил обложку в фирменный зеленый цвет. Затем к Сбербанку присоединились еще несколько банков — "Тинькофф", Промсвязьбанк и Альфа-Банк.
Эксперт по клиентоориентированности Андрей Поскряков считает, что с помощью флешмобов в социальных сетях компании могут не только показать, что они "в тренде" происходящего в Интернете, но и заработать.
SMM-эксперт и основатель маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская обращает внимание, что неформальное общение компании в социальных сетях с клиентами — несомненный плюс, но вот трафика такие акции приносят все же мало.
"Неформальная подача, шутки, смайлы в переписке с представителями банков или операторов сотовой связи, различные флешмобы делают аудиторию к бренду более лояльной. Неформальный подход здесь служит знаковой системой "свой — чужой", — считает она. — Из тех флешмобов, которые я вспоминаю, это однотонные обложки. Часть маркетологов подвергли это решение критике, но другие банки подключились и решили поддержать. Хорошим имиджевым флешмобом была история про первый сайт брендов, которую запустила компания Bitrix (компании показывали, как выглядели первые версии страниц их сайтов. — Ред.). Это всегда в корпоративных ценностях, так как в соцсетях принято делать экскурс и в историю бренда. Помогает ли такая активность привлечь подписчиков, а тем более клиентов? Думаю, что очень косвенно. Конечно, на волне хайпа может прийти некоторое количество трафика, кто-то подпишется, но для крупных брендов это не должно быть каким-то весомым инструментом набора аудитории. Если в группах у банков или крупных компаний мало подписчиков, скорее всего, вопрос в качестве контента и в том, что маркетологи не продумали стратегию привлечения в сообщества существующей базы. И флешмоб им не сильно поможет", — считает она.

Нужно завируситься

Часто флешмобы используют как инструмент визуального маркетинга компаний, причем не обязательно в социальных сетях. История знает несколько случаев, когда грамотно проведенная социальная акция приносила бизнесу пользу. Например, в 2010 году канадская дизайнерская компания Alphabet Photography удивила посетителей кафе в торговом центре — она подговорила нескольких исполнителей спеть на публике рождественский гимн (акция проходила как раз за месяц до праздника). Видео с флешмобом стало вирусным и набрало 38 млн просмотров. После этого о компании заговорили в СМИ, а также на нее обратила внимание британская королевская особа — принц Чарльз. Компания получила хорошую рекламу практически бесплатно. Плюсом стало и то, что в конце видео организаторы не забыли добавить информацию с адресом своего сайта.
Бывало и такое, что массовые акции позволяли их организаторам создавать собственный бизнес. Так, в 2009 году малоизвестные актеры Стейси Лоуренс и Конро Брукс организовали танцевальный флешмоб в честь короля поп-музыки Майкла Джексона. В нем приняли участие более 100 человек. После этого на актеров обратил внимание музыкальный лейбл Universal Music Group и младшая сестра певца Джанет Джексон, которые попросили их организовать второе танцевальное мероприятие в честь Майкла Джексона. Оно собрало уже гораздо больше людей. После этого Лоуренс и Брукс стали довольно популярны в музыкальной среде — они создали собственную компанию по организации флешмобов Flash Mob America. Оборот компании составил $600 тыс. уже через год после создания. Кроме того, стоимость организации одного мероприятия достигала $2-5 тыс. за индивидуальные ивенты (например, если заказчик хотел сделать необычное предложение своей второй половине) и $10-100 тыс. за корпоративные.
Мобильная компания T-Mobile, дочка немецкой Deutsche Telekom, также несколько раз организовывала танцевальные флешмобы, которые суммарно набрали более 70 млн просмотров. Таким образом в T-Mobile хотели поднять имидж компании в глазах клиентов. В тот год компания выиграла престижную британскую рекламную премию — British Television Advertising Awards.