Попали под каток. Восточный скоростной диаметр "переедет" на первом этапе строительства 97 зданий

Автор фото: Михаил Тихонов
Здание на Московском проспекте,135, может стать одной из жертв ВСД

Для строительства первого участка ВСД предполагается изъять 97 зданий. Самое крупное из них находится на производственной площадке "Электросилы".

Начались общественные слушания по проекту планировки первого этапа Восточного скоростного диаметра (от ЗСД до Витебского проспекта). В представленных материалах "ДП" насчитал более 100 объектов капитального строительства (помимо зданий это ЛЭП и др.), которые должны быть вместе с землей изъяты под госнужды для строительства магистрали.
Самое крупное здание в списке (57 тыс. м2) расположено на производственной площадке "Электросилы" на Московском проспекте, 158, и принадлежит ПАО "Силовые машины — ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт". Этот цех такой большой, что его сочли возможным разобрать частично, демонтировав северную часть.
Среди остальных зданий размером (8,2 тыс. м2) выделяется отдел вневедомственной охраны по Московскому району. Его сотрудники потеряют шестиэтажку на Варшавской улице, 1. А по самому престижному адресу — Московский проспект, 135, расположен торгово–офисный центр. Это перестроенное дореволюционное здание (2,1 тыс. м2) принадлежит ЗАО "Сбербанк Лизинг" и находится в лизинге.
Кроме того, под снос идут десятки построек Министерства обороны: в основном это здания военной части №117, которая дислоцировалась на территории существовавшей до революции Офицерской воздухоплавательной школы (квартал между Парковой улицей и Витебским проспектом). Расстанутся военные и с мастерскими на Рощинской улице, 1, и с большим (5,2 тыс. м2) производственным корпусом на Иркутской улице, 2.
На той же Иркутской улице потеряет свои производственные и складские постройки ОАО "Механический завод". А на Парковой улице четырех зданий лишится ООО "Производственное объединение "Мобильные краны". У ПАО "ТГК №1" изымут крупный (6,2 тыс. м2) административный корпус на Кубинской улице, 7, "Ленэнерго" лишится опор ЛЭП и подстанции.
Пока что проект планировки территории находится в стадии общественных слушаний, официально не утвержден, и в него могут быть внесены коррективы. Но вряд ли они будут существенны, тем более что собственники, судя по всему, о начале слушаний не проинформированы.
Компании, владеющие зданиями, по большей части не в курсе того, что попали под строительство дороги. Энергетики узнали об этом от "ДП". "Когда получим соответствующее предписание от города, будем совместно решать с ним вопрос", — заявили в "Ленэнерго". Представители одного из промышленных предприятий "что–то об этом слышали", но пока не волнуются и считают, что проект строительства дороги еще может измениться. В "Сбербанк Лизинге" никаких уведомлений об общественных слушаниях не получали. "Как только получим официальную информацию, будем работать с властями", — сообщили в пресс–службе компании.
"Изъятие участков, без сомнения, удорожает проект, но других вариантов решения проблем не существует. Вернее, существуют, но еще более дорогостоящие", — сказал в комментарии "Деловому Петербургу" генеральный директор СРО "Объединение строителей Санкт–Петербурга" Алексей Белоусов. Например, трассу можно было бы провести не в стороне от железной дороги, а над ней, но это, вероятно, было бы гораздо дороже.
По мнению Алексея Белоусова, основную часть расходов на выкуп участков с находящимися на них постройками возьмет на себя частный инвестор, который будет строить и эксплуатировать дорогу.
Город, как участник проекта, тоже вложится, но косвенно, например бюджетными гарантиями. При этом Алексей Белоусов считает преждевременным на данном этапе давать оценку, какую часть стоимости проекта составят затраты на изъятие участков.
Схема финансирования будет отражена в концессионном соглашении, но практика показывает, что третьим лицам ознакомиться с ним очень сложно, поскольку оно считается коммерческой тайной. "Может быть, мы никогда и не узнаем, кто в итоге за что заплатит и в каких пропорциях", — сказал "ДП" Алексей Белоусов.
Напомним, что Восточный скоростной диаметр пройдет от ЗСД, пересечет Московский проспект рядом с железнодорожным мостом (там и находится бизнес–центр), пройдет через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц, через КАД и соединится с трассой "Кола". Проект разбит на несколько этапов.
Слушания объявлены по первому (от ЗСД до Витебского проспекта), предложения и замечания принимаются до 4 октября.
Также уже завершена разработка проекта планировки второго этапа: от Витебского до Союзного проспекта. Приступить к строительству планируют в 2019 году, а завершить его — к концу 2022–го.
Концессионера еще предстоит выбрать.