Подрядчиков главного строителя петербургской подземки ОАО "Метрострой" завалили исками о банкротстве

Автор фото: Ваганов Антон
Автор фото: Ваганов Антон

В арбитраж поступил третий подряд иск налоговиков к структурным подразделениям ОАО "Метрострой". Федеральная служба пытается признать подрядчиков строителей метрополитена несостоятельными. Процедуру наблюдения пока ввели только в отношении одной компании.

Федеральная налоговая служба (ФНС) подала в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти иск о несостоятельности ЗАО "Управление-15 Метрострой". Организация стала третьим подрядчиком главного строителя петербургской подземки ОАО "Метрострой", которого банкротит налоговая. Сумма претензий к компании в карточке дела не указана, иск пока не принят к производству.
По данным СПАРК, "Метрострою" принадлежит 19,9% компании, в 2017 году она показала выручку в 5,8 млрд рублей и прибыль в 5 млн рублей. Связаться с пресс-службой "Метростроя" на момент выхода материала не удалось. ЗАО "Управление-15 Метрострой" было образовано от СМУ-15, созданного сразу после Великой Отечественной войны в 1946 году. В начале 1960-х годов СМУ-15 было расформировано, однако уже через десятилетие, в феврале 1971 года, было открыто вновь для ускорения темпов строительства метро.
На этой неделе также стало известно, что ФНС подала аналогичный иск к ЗАО "Семнадцатое управление "Метрострой" из-за претензий на сумму 96 млн рублей. "Метрострою" принадлежит 20%-я доля в подрядчике. В головной структуре воздержались от комментариев по поводу судебных претензий.
26 июня суд ввел процедуру наблюдения в отношении еще одного подрядчика ОАО "Метрострой" — ЗАО "Строительно-монтажное управление — 11 Метрострой". Иск о несостоятельности также подала ФНС, которой компания должна более 1 млрд рублей, в том числе 730 млн рублей задолженности по основному долгу и 284 млн штрафов и пени.
Всего, как указано на сайте "Метростроя", компания имеет 11 строительно-монтажных подразделений, четыре промышленно-производственных предприятия и две проектные структуры, которые связаны с подземными и надземными работами в петербургском метро.
Производственно-строительный блок ОАО "Метрострой"
Автор: metrostroy-spb.ru
Параллельно разбирательству с налоговиками комитет по строительству подал в арбитражную инстанцию четыре иска к "Метрострою" на общую сумму около 2,86 млрд рублей. Информация об этом появилась в картотеке дел в конце июля. Один из исков рассмотрят 5 сентября, второй — 26 сентября, третий — 4 октября. Дата рассмотрения четвертого была не назначена.
В пресс-службе "Метростроя" dp.ru пояснили, что иски Смольного связаны с непогашенными авансами по контрактам на строительство стадиона на Крестовском острове. Подобные претензии на предприятии назвали обычным делом и стандартной мерой, применяемой в сфере госзаказа.
"Иски связаны с нарушением сроков погашения авансов по договорам на завершение строительства стадиона в западной части Крестовского острова. Соответственно, погашение аванса возможно только тогда, когда между заказчиком и генподрядчиком полностью завершен процесс сдачи-приемки работ по всем четырем контрактам. По факту, ОАО "Метрострой" понес затраты в объеме договорной стоимости, однако полностью закрыть некоторые работы мешают спорные вопросы, связанные с моментом передачи объекта от предыдущего генподрядчика "Метрострою". Кроме того, в стадии решения находится вопрос о приемке и оплате дополнительных работ, связанных с устранением дефектов, выявленных на момент выхода на объект ОАО "Метрострой", — сказали в пресс-службе.
ОАО "Метрострой", несмотря на иски, продолжает совместно с властями Петербурга вести работу по сдаче-приемке работ. "Цель у нас остается одна — полностью погасить аванс и урегулировать вопросы, связанные с допработами", — добавили в компании.
По данным ОАО "Метрострой" на данный момент суд принял к рассмотрению заявление только в отношении одной организации — ЗАО "Семнадцатое управление Метрострой".
"Проверка обоснованности обвинения ФСН займет 2-3 месяца и только после этого можно будет говорить утвердительно о банкротстве. Однако на данный момент объективных признаков банкротства нет. Предприятие работает на строительстве объектов Фрунзенского радиуса, обладает необходимым кадровым составом, техникой и оборудованием. Видимых причин для процедуры банкротства нет", — пояснили в компании.
В "Метрострое" добавили, что долги, имеющиеся у ЗАО "Семнадцатое управление Метрострой", образовались по причине того, что данная линия не финансировалась более года.
"В августе финансирование строительства Фрунзенского радиуса возобновилось.  Это позволит развернуть строительно-монтажные работы и обеспечить подрядные организации необходимым финансированием. У нас нет сомнений, что подрядчики, имеющие задолженности перед налоговыми органами, уладят налоговые претензии и продолжат работы на строительстве объектов метрополитена", — добавили в компании.
В июне нынешнего года в здании управления ОАО "Метрострой" состоялась встреча с проходчиками ЗАО "Управление-15 Метрострой". Поводом для этого стали долги, имеющиеся у подрядной организации перед сотрудниками, прекратившими трудовые отношения с работодателем после окончания строительства Невско-Василеостровской линии.
По словам генерального директора ЗАО "Управление-15 Метрострой" Николая Власова, количество таких работников на тот момент составляло 188 человек. Из них большая часть уволилась после окончания срока действия трудового договора. Именно массовый формат сокращения штата привел к тому, что у организации образовалась нехватка средств на выплату положенных при увольнении расчетов с сотрудниками. С этой проблемой "Управление-15" обратилось в ОАО "Метрострой" с просьбой оказать финансовую поддержку.
Первый заместитель генерального директора "Метрострой" Владимир Харенков заверил, что такая поддержка была оказана. На счет ЗАО "Управление-15 Метрострой" направили около 18 млн рублей.
В марте 2018 года "ДП" стало известно, что налоговая инспекция провела в конце 2017-го — начале 2018 года выездную налоговую проверку в "Метрострое", по результатам которой, по предварительным данным, было принято решение доначислить компании недоимку по налогу на прибыль, НДС, а также пени и штрафы на общую сумму 1,3 млрд рублей. В "Метрострое" не стали отрицать факт проверки, но отметили, что она не была чем-то экстраординарным.