Обучение полного погружения. Технологии виртуальной и дополненной реальности набирают обороты в бизнес-образовании

Автор фото: Сергей Коньков

Почти в 1 млрд рублей оценивают эксперты объем рынка РФ виртуальной и дополненной реальности в 2017 году. Помимо развлекательного и маркетингового сегментов VR и AR–технологии набирают обороты в сфере бизнес–образования.

Стоимость программной части VR–проектов исчисляется миллионами рублей, а порой превышает отметку 10 млн рублей за комплексные решения для крупных фирм.
На сегодняшний день на рынке b2b технология виртуальной и дополненной реальности показала себя успешно в сфере маркетинга. Компании охотно используют VR/AR на различных выставках для демонстрации своего производства: надев специальный шлем, человек может оказаться в стенах компании и своими глазами увидеть производство.
Однако на этом возможности VR/AR в обслуживании бизнеса не заканчиваются. Всего 2 года назад, когда появились игровые шлемы Oculus Rift, виртуальная реальность стала доступна как среднему и малому бизнесу, так и обычному потребителю. Тогда же IT–разработчики начали активно экспериментировать с технологиями: одним из результатов стало появление стартапов, специализирующихся на корпоративном образовании.

Корпорации идут в VR

За последние пару лет интерес крупных компаний к VR–обучению заметно возрос, заявляют эксперты отрасли. Такие игроки, как "Леруа Мерлен", "Ростелеком", Yota, "Данон" и другие, начинают использовать высокие технологии виртуального моделирования для обучения персонала.
Пожалуй, самым успешным петербургским разработчиком VR–продуктов для бизнеса является компания "Транзас", специализирующаяся на обучающем ПО для морского бизнеса.
Правда, в "Транзасе", в отличие от многих других компаний, для моделирования работы на судовом оборудовании вместо шлемов используют экраны, расположенные панорамно на стенах учебной комнаты. Но разработки компании оказались так эффективны, что весной этого года стало известно о покупке "Транзаса" финским машиностроительным холдингом Wartsila.
Корпорации находят сферу VR настолько перспективной, что создают собственные подразделения и лаборатории, работающие в этом направлении. По словам Дмитрия Кириллова, главы петербургской компании "Модум Лаб", специализирующейся на VR–решениях для бизнеса, такие структуры уже есть в "Сибуре", Сбербанке, "Газпроме" и других крупных компаниях. По мнению предпринимателя, корпорации поняли, что VR может быть экономически выгоден для них, и стали более серьезно изучать технологии.
Лояльность крупных компаний к сфере VR порой достигает особого уровня: так, в прошлом году гендиректор BIOCAD Дмитрий Морозов вошел в состав учредителей ООО "Модум Лаб", инвестировав 40 млн рублей.

Виртуальное обучение

Преимуществом виртуальной реальности для бизнеса разработчики называют существенную экономию: с помощью VR можно смоделировать любое пространство с нужным набором объектов, а значит, не будет необходимости выделять реальное помещение для обучения кадров.
Кроме того, компании избавятся от расходов на тренеров. Нужно лишь техническое оснащение: шлем, датчики движения и джойстик. С их помощью отрабатываются необходимые операции, например управление грузовым краном или биореактором.
В рамках одного из проектов в "Модум Лаб" создали обучающий курс по очистке помещений BIOCAD. Сам заказчик о тренажере отзывается положительно: "Уже сейчас симулятор позволяет экономить миллионы рублей на дорогих расходных материалах. Также виртуальный курс снизил срок вводного обучения практически в 3 раза: с 3 месяцев обучения на производстве с наставником до 21 дня в учебном классе", — рассказала вице–президент по HR компании Александра Глазкова.

Курс на молодость

Как отмечает Дмитрий Кириллов, у его компаний сформировался высокий запрос на привлечение молодых подготовленных специалистов. "Корпорации часто говорят о недостаточной квалификации выпускников вузов, что влечет за собой их длительную подготовку и адаптацию на производстве", — рассказывает собеседник "ДП".
Некоторые петербургские компании уже обратили внимание на эту проблему и разработали VR–продукты для ее решения. Например, ЗАО "СММ", производитель портовых кранов, вложило 3,5 млн рублей в разработчика VR–технологий ООО "Дар". За полгода удалось создать тренажер, симулирующий управление портальным перегрузочным краном. Сейчас годовая выручка "Дара" — 1,4 млн рублей.
Теперь тренажер планируется подарить Университету морского и речного флота им. Макарова. По словам Олега Титберии, гендиректора ООО "Дар", программа позволила бы студентам наработать базовые навыки управления механизмом и стала бы для них своеобразной стажировкой, при этом не требуя затрат со стороны предприятия.
Явного спроса на VR–решения со стороны корпораций не было, пока мы сами не изучили проблемы компаний и не нашли болевую точку, где корпорации действительно хотели что–то изменить. В результате мы обнаружили проблему, характерную для многих крупных предприятий, — высокую текучесть кадров. В связи с этим мы начали задумываться об автоматизации обучения сотрудников. Итогом стала разработка системы, которая примерно в 10 раз может удешевить стоимость подготовки сотрудника. Пока мы в основном продаем пилотные версии VR–курсов. Только после масштабирования проектов (должно пройти 1,5 года после начала использования) сможем говорить о реальных результатах и эффективности VR–обучения в компаниях. Однако уже по первым пробным версиям есть положительный фидбэк от обучавшихся. Сейчас же говорить о том, что VR — это панацея в обучении, нельзя. Работы предстоит еще много. Самая серьезная для нас проблема, как ни странно, — закупка самих VR–устройств. Дело в том, что компания Oculus официально не поставляет шлемы виртуальной реальности в Россию, а если покупать их черезинтернет–магазин Amazon, то на руки дается только три устройства. Ситуация усугубляется еще и тем, что для физлица шлем стоит $199, а для компании — уже $270, то есть оптом получается дороже. А поскольку мы еще стартап, у нас каждая копейка на счету. Мы, конечно, надеемся, что скоро сможем купить устройства в большем количестве и поставлять в Россию, потому что мы готовы увеличить продажи, но наш бизнес, выходит, ограничен только количеством технического оснащения.
Наталья Флокси
основательница компании Skill Hub
Можно сказать, что VR/AR–технологии в России практически не развиваются. Стартапы не могут использовать российский капитал ввиду его токсичности, а предприятия не готовы активно инвестировать свои ресурсы в эти направления. Основным драйвером прогресса являются маркетологи, которые используют технологии, чтобы удивлять клиента, и стартаперы–энтузиасты, которые выходят на международный рынок и покидают территорию нашей страны. Суммарный объем инвестиций в России за 2017 год не превышает $ 100 млн, что является ничтожным по сравнению с расходами европейских, китайских или американских компаний — они за 2017 год потратили $ 4–5 млрд.
Роман Поволоцкий
Координатор проект "Кибер Россия"
С точки зрения политических приоритетов виртуальная реальность остается в повестке. Например, VR/AR была включена в госпрограмму "Цифровая экономика" как отдельное направление. Но не все государственные корпорации одинаково активно эту повестку реализуют — кто–то практически полностью игнорирует. С точки зрения финансовой господдержки на текущий момент основную долю грантов предоставляют фонд "Сколково" и фонд Бортника. В долгосрочном плане, возможно, будет разработана и одобрена дорожная карта по VR и выделено дополнительное государственное финансирование по этому направлению.
Алексей Каленчук
руководитель направления "Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации" ИТ–кластера фонда "Сколково"