Разочарование инвесторов. Почему на самом деле случился обвал акций Facebook

Автор фото: Сергей Коньков

Акции компании Facebook рухнули на 24% сразу же после закрытия основных торгов, вслед за акциями соцсети начали снижаться в цене капитализации других технологических компаний: Apple, Amazon, Netflix, Alphabet. Информационный фон вокруг компании в течении года и так был довольно не радужный: скандал с Cambridge Analytica и вмешательством в выборы президента США через соцсеть, критика Марка Цукерберга, его вынужденное выступление перед американским сенатом и в Европарламенте.

Но ни один из озвученных выше скандалов не повлиял на капитализацию Facebook так сильно, как вчерашний квартальный финансовый отчет компании — всего за несколько минут акционеры Facebook потеряли суммарно около $150 млрд. "ДП" разбирался, что происходит с капитализацией информационного гиганта и начнут ли компанию массово покидать инвесторы.

Слишком большие ожидания

Прибыль Facebook оказалась ниже ожиданий аналитиков — она достигла $13,2 млрд вместо ожидаемых $13,3 млрд. На первый взгляд, ничего критичного, но финансовый директор компании Дэвид Вейнер заявил, что темпы роста продолжат замедляться, и сразу после этого акции компании рухнули на четверть.
Алексей Никушин, аналитик в сфере интернет-технологий и автор телеграм-канала "Интернет-аналитика", обращает внимание, что, по финансовому отчету Facebook, в соцсети началось замедление роста аудитории в Северной Америке — он остался таким же, каким был в I квартале, а в Европе аудитория даже начала уменьшаться.
"Пользователи из США, Канады и Европы приносят в Facebook гораздо больше денег на просмотре рекламы, чем пользователи из других регионов. Сейчас Facebook растет в странах третьего мира, у которых покупательная способность ниже. В компании ввели новую метрику аудитории групп и приложений, в которую входят еще WhatsApp и Instagram, вот там аудитория растет, но растет за счет преданных пользователей. Совокупные доходы падают, и инвесторы это видят и не хотят вкладываться", — рассказал он.
Также Никушин обращает внимание, что по отношению к крупным технологичным компаниям у аналитиков в принципе были слишком завышенные ожидания. Так, на прошлой неделе рухнули акции компании Netflix, которая потеряла в капитализации $25 млрд. По мнению эксперта, здесь также причиной стал более медленный рост аудитории, чем ожидали инвесторы. Именно это разочарование и спровоцировало падение акций в обоих случаях.
"Я предполагаю, что сейчас наступает такой период, когда крупные интернет-корпорации начнут называть "пузырями", потому что за последние несколько лет такие компании, как Netflix и Facebook, росли экспоненциально и инвесторы ожидали в некотором смысле сверхдоходов. Я считаю, что это замедление роста аудитории и выручки как раз является сигналом изменения направления роста компаний. Он из экспоненциального становится просто постепенно растущим", — считает аналитик.
Никушин предполагает, что, скорее всего, новостей о рухнувших акциях интернет-компаний будет становиться все больше и больше, но инвесторы вряд ли начнут массово покидать компании и просто занизят свои ожидания в соответствии с реалиями рынка.

Постаревшая соцсеть

 
Facebook, естественно, невыгодно наращивать свою аудиторию в странах третьего мира. Например, в Индии, где очень низкая покупательная способность, а мобильные и интернет-технологии развиты слабо и пользователи как раз начали переходить в американскую соцсеть. Их переход просто увеличивает количество людей в соцсети, но не приносит прибыли. Поэтому компания будет пытаться привлечь западных пользователей.
Еще год назад маркетологи начали обращать внимание, что количество молодой и подростковой аудитории в Facebook снижается. Именно для поддержания аудитории до 25 лет компания запустила в этом году подростковый портал.
Никушин считает, что во многом с падением популярности среди молодежи и связано замедление роста аудитории в Северной Америке.
"По отчету компании, сейчас у нее 279 млн ежедневно активных пользователей в Европе и 185 млн в США и Канаде. Надо учесть, что там население и так довольно немногочисленное, а вся молодежь уходит в мессенджеры, например в Snapchat. Для поколения современных западных подростков Facebook — это соцсеть их родителей, бабушек и дедушек, поэтому они не чувствуют там такую свободу, которая была у пользователей соцсети 10 лет назад. Этой информации нет в отчетах компании, но ее можно понять опосредованно через рост аудитории Snapchat и снижение в Facebook", — рассказал он.
Также из рапорта аналитиков следует, что пользователи начали меньше уделять времени ленте и сторис, которые заимствованы из того же Snapchat. Из-за этого снизилась рекламная прибыль, к тому же оказалось, что сторис, которые очень популярны у подростков, в Facebook плохо монетизируются.
Специалист в сфере SMM и руководитель маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская считает, что сейчас Facebook слабо приспособлен для продвижения в молодежной среде.
"Я предполагаю, что в Facebook в принципе слишком много информации, слишком много опций и слишком много рекламных форматов, которые сбивают с толку клиентов. Поэтому формат сторис мог и не сработать. Потому что слишком много отвлекающих факторов, а в том же Snapсhat — это основная лента, которую невозможно проигнорировать", — уверена она.
Согласно исследованию аналитиков компании eMarketer, около 3,4% подростков бросили соцсеть в прошлом году.
"Сейчас идет тенденция к тому, что молодежь уходит пользоваться интерактивными площадками — Musical.ly, Instagram, Twitter. А соцсеть, в которой они сталкиваются со своими учителями, родителями и родственниками, их, естественно, отпугивает".