Умыть юрлица. "Водоканал" переведет владельцев нежилых помещений на коммерческие тарифы

Автор фото: Евгений Федоров/Trend
Генеральный директор ГУП "Водоканал" Евгений Целиков

"Водоканал" заставит тысячи петербургских предпринимателей платить за воду на треть больше: ГУП под руководством Евгения Целикова начинает перевод собственников 13,5 тыс. нежилых помещений на коммерческий тариф.

Петербургское ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (ГУИОН) завершило проверку части объектов недвижимости, по итогам которой обнаружило: собственники 13 465 нежилых помещений платят за воду как частные, а не юридические лица.

Плюс 40 млн рублей

Как рассказали в "Водоканале", упомянутые 13,5 тыс. помещений не учтены в договорах с исполнителями коммунальных услуг, поэтому на их водоснабжение и водоотведение применяется тариф, установленный для населения. А он на треть меньше коммерческого.
"С учетом текущего законодательства правообладатели этих помещений должны заключить прямые договоры с предприятием по тарифу "прочие потребители", — говорит директор департамента информации и связей с общественностью ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга" Алина Чепукайтис.
С 1 июля 2018 года комитет по тарифам Петербурга (распоряжение № 235–р от 20.12.2017 для ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга") установил следующие тарифы: питьевая вода для населения — 30,09 рубля (с НДС), водоснабжение для "прочих потребителей" (то есть предприятий) — 34,37 рубля (без НДС) за 1 м3. Водоотведение обходится населению в те же 30,09 рубля (с НДС), а предприятиям еще дороже — 40,28 рубля (без НДС) за 1 м3. Оплата может осуществляться как по счетчикам, так и по нормативам.
По подсчетам "Делового Петербурга", предприниматели, оказавшиеся в фокусе внимания "Водоканала", ранее платили за воду 167 млн рублей в год (см. "Сколько "Водоканал" сможет заработать на предпринимателях"). После перехода на коммерческий тариф их затраты на этот ресурс вырастут как минимум до 210 млн рублей.
По словам Алины Чепукайтис, в случае отказа от заключения новых договоров на водоснабжение и водоотведение предприятия будут отключены от услуг "Водоканала".

Бои с бюрократией

Стоит предположить, что претензии организации касаются, скорее всего, владельцев помещений "с историей", чья форма договоров закрепилась когда–то давно и с тех пор просто не подвергалась пересмотру. Поскольку застройщики, продающие коммерческие помещения в новых жилых домах, заверили, что предприниматели, купившие или арендовавшие недвижимость в этом сегменте, сразу вынуждены платить по коммерческим тарифам.
"Свет, тепло и вода владельцам коммерческих помещений обходятся дороже, чем собственникам квартир. Разница составляет порядка 30%", — подтверждает Юлия Ружицкая, директор по продажам "Главстроя–СПб".
"Мы арендуем пять помещений средней площадью 40 м2 у пяти собственников и пока не получали сообщений о повышении тарифа, — говорит Данил Герасимиди, владелец сети пекарен Pane. — В любом случае договор будет заключать собственник нежилого помещения, думаю, что на тариф для предприятий перейдут абсолютно все".
Ранее предприниматели неоднократно жаловались на сложность заключения договора водоснабжения с "Водоканалом".
Как сообщили в ГУП, для упрощения процедуры заключения такого договора "Водоканал" развивает сервисы удаленного взаимодействия (личный кабинет абонента). Тем не менее, как отмечают многие опрошенные "ДП" бизнесмены, процесс оформления документов проще не стал.
"У нас стоят счетчики, тем не менее подключиться было непросто — на протяжении полугода мы сталкивались с бюрократией "Водоканала", — сетует Никита Рачинский, владелец винотеки VinoFeel.

Придется перезаключить

"С одной стороны, мы ожидаем очередного повышения нагрузки монопольных структур на малый бизнес, потому что тарифы для предприятий существенно выше, чем для населения. А с другой стороны, "Водоканал" действует в соответствии с принятыми законами России", — говорит Сергей Федоров, президент Ассоциации промышленников и предпринимателей.
С точки зрения эксперта, тарифы на воду для населения и для предприятий малого бизнеса должны быть приблизительно одинаковыми.
"Мы знаем, что промпредприятия компенсируют низкие цены для населения и по воде, и по электричеству, и по газу. Во всех странах Европы это устроено по–другому, там цены для населения почти не отличаются от цен для предприятий", — добавляет Сергей Федоров.

Похожая история

Такие же непростые отношения складываются у малого бизнеса и с другими монополистами.
Как ранее писал "ДП", в 2016 году ПАО "Ленэнерго" подготовило 11,5 тыс. актов технологического присоединения для малого бизнеса в рамках программы по закреплению мощностей. Тем не менее только 5 тыс. представителей сектора заключили договор энергоснабжения, все остальные продолжили работу по–серому. "Ленэнерго" регулярно борется с теми, кто подключается незаконно, — так, за 2016–2017 годы организация подала 106 исков о взыскании стоимости бездоговорного потребления электроэнергии на сумму 182,6 млн рублей. Впрочем, пока суды не помогли исправить ситуацию и пресечь незаконное использование электроэнергии нестационарными торговыми объектами, которые подключаются, используя самые разные схемы. Как заявляют владельцы ларьков, предложения "Ленэнерго" они не считают выгодными.
Предприятиям стоит быстро заключить договоры, чтобы избежать штрафных санкций, — в соответствии с федеральным законодательством предприниматели обязаны это сделать. Конечно, этот процесс предполагает различные бюрократические аспекты: собрать документы, сдать их в "Водоканал", кроме того, могут потребоваться строительно–монтажные работы. В целом взаимоотношения между монополистами и малым бизнесом в последнее время стали лучше — на мой взгляд, глобальных проблем нет. Например, за несколько месяцев реально заключить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Единственный проблематичный аспект — это непрогнозируемый рост тарифов. Особенно это касается электроэнергии, ставка формируется из нескольких составляющих, и вы вряд ли сможете предсказать ее стоимость.
Владимир Меньшиков
глава НП "Союз малых предприятий"
Почти 100% предпринимателей, арендующих помещения в многоэтажках, пользуются своими, отдельными счетчиками на холодную и горячую воду. Отопление — вот что проходит через общую систему жилого дома, но и тут владельцев и арендаторов поставщики теплоресурса стараются обсчитывать по коммерческому тарифу. Это устраивает управляющие организации. Во всяком случае больше, чем действующая система, при которой нам приходится, выставляя счета жильцам, переводить поставляемые ресурсниками гигакалории в литры. Но самая большая проблема даже не в этом. Проблема в том, что управляющих не слышат, когда они говорят о сложностях во взаимоотношениях с арендаторами, с "Водоканалом". Например, в Петербурге до сих пор нет адекватного норматива на водоотведение. И уже много лет ни коммунальщики, ни администрация что–либо менять не торопятся. Равнять, сколько вылилось, с тем, сколько влилось, — это несерьезно.
Марина Акимова
председатель Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Петербурга