Половина загородной недвижимости заморожена, застройщики ожидают череду банкротств

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Сегодня на рынке загородной недвижимости активно продается 26 тыс. объектов, еще более 20 тыс. заморожено. В активной продаже находятся 457 коттеджных поселков. Покупателям предлагают 26 тыс. объектов, из которых львиная доля (21,7 тыс.) – участки без подряда. Около 2 тыс. участков продают с обязательным подрядом, еще 570 – это готовые дома, и 1,7 тыс. секций таунхаусов.

Активно в первом полугодии развивался элитный загородный девелопмент, в отличие от городского рынка, где приоритет остается за жильем масс-маркет. С начала года, по данным Knight Frank St Petersburg, на рынок вышло два новых поселка класса А и три объекта класса В, причем три из них от одного девелопера – "Русь: Новые Территории".
По статистике экспертного бюро "Сперанский", почти половина недвижимости находится в заморозке.
"На рынке сформировался большой запас проектов, которые когда-то были выведены в продажу, но по разным причинам приостановлены. На сегодня их уже 231 (более 20 тыс. лотов). Это в основном участки без подряда. С начала года на рынок выведено 12 коттеджных поселков, а заморожено 27 проектов. Конечно, некоторым из них со временем удается вернуться в продажу, но таких примеров немного", – говорит глава бюро Дмитрий Сперанский. Пока, по подсчетам аналитиков, в продажу вернулись лишь девять проектов.
Заморозка проектов зачастую связана с банкротством. Например, в рамках банкротства ООО "Строительная компания "Империя" (ТМ "АйДаДом") на торги выставлены 58 участков в трех различных проектах. Также в стадии банкротства находится компания "ПетроСтиль", реализующая сразу шесть проектов.
"Это не последние банкротства на рынке загородного девелопмента. Нас ждет еще чреда разбирательств и дележки", – уверен один из девелоперов.
По мнению экспертов, состояние многих замороженных пятен уже оставляет желать лучшего. А что будет с начатыми стройками через пару лет – большой вопрос.
Ирина Кудрявцева, руководитель отдела продаж компании "Теорема", полагает, что через несколько лет от брошенного проекта не останется ничего. "И дело не столько в физическом разрушении материалов, сколько в том, что любой объект, оставленный без охраны на продолжительное время, будет разворован. Наша компания не взялась бы реанимировать брошенный проект", – рассуждает эксперт.
Тем более что загородное жилье для Петербурга – удовольствие не из дешевых. Средняя стоимость предложения в классе А сегодня составляет 60,1 млн рублей – это на 11% выше, чем ценовые показатели конца 2017 года. В классе В стоимость осталась стабильной – почти 24 млн рублей. Более низкий класс в ближайших пригородах уходит за 10-18 млн рублей, а дальше от КАД можно найти предложения за 7 млн.
Активность покупателей в высоком классе остается стабильной на протяжении последних лет. А вот в классе В, по подсчетам Knight Frank St Petersburg, с начала года продано в 2 раза больше коттеджей, чем в первом полугодии 2017 года, и на 11% больше, чем за весь прошлый год.
Активность покупателей в высоком классе остается стабильной на протяжении последних лет. А вот в классе В, по подсчетам Knight Frank St Petersburg, с начала года продано в 2 раза больше коттеджей, чем в первом полугодии 2017 года, и на 11% больше, чем за весь прошлый год.
"Спрос в дорогом сегменте сегодня сосредоточен на объектах с комплексной подготовкой земельного участка и, как правило, с загородным домом, построенным с учетом высоких требований. Качественного предложения такого рода рынку не достает. В других сегментах мы не видим существенных изменений и всплесков, спрос стабилен, предложение есть. При этом мы не учитываем заведомо неперспективные проекты - в стадии заморозки строительства, с отсутствием необходимых документов или реализующихся в нарушение законодательства. В связи с ростом требовательности покупателя и с учетом экономической ситуации в стране, вполне вероятно, что данные тренды будут актуальны в ближайшие годы", - полагает Дарья Баранова, генеральный директор RR Realty.