"Магазины без продавцов": как Walmart и "О'Кей" отвечают на идеи Amazon

Walmart заключил соглашение с Microsoft, позволяющее ретейлеру использовать технологии искусственного интеллекта и "облака" IT-корпорации. Альянс выступит единым фронтом против извечного конкурента — Amazon. Для рядовых потребителей эта битва американских гигантов за рынок e-commerce сулит повсеместное внедрение супермаркетов будущего. В России покупки без продавцов начал тестировать "О'Кей".

Microsoft и Walmart заключили договор о пятилетнем стратегическом партнерстве, сообщается в блоге ретейлера. В рамках соглашения Walmart получит доступ к облачным технологиям Microsoft, а крупнейшая IT-корпорация мира — тестовый полигон для аналога проекта Amazon Go — магазина без касс и продавцов. Таким образом, компании официально оформили партнерство, направленное против главного конкурента — Amazon. 
Walmart — главный соперник Amazon в сегменте розничных продаж и потенциальный претендент на долю рынка e-commerce. Microsoft — ключевой оппонент корпорации Джеффа Безоса на рынке облачных технологий. В июне стало известно, что Microsoft работает над технологией, которая позволит ретейлерам открывать аналоги Amazon Go, тогда Walmart назывался в числе главных партнеров проекта.
Пока Walmart удается выступать лишь в роли догоняющего: Amazon уже отработал максимально удобный механизм доставки и продажи товаров. В конечном итоге сражение американских гигантов с их колоссальной клиентской базой может сформировать новый стандарт супермаркета будущего — за продажами "в один клик" онлайн придут офлайн-магазины без очередей, продавцов и касс. В России свой аналог Amazon Go начала тестировать сеть "О'Кей" — такой сервис был запущен в магазинах сети в Москве и Петербурге.
Подписанное 17 июля соглашение Microsoft и Walmart фактически переводит цифровую инфраструктуру ретейлера на мощности IT-корпорации. По условиям соглашения Walmart получил полный спектр облачных решений Microsoft, в том числе Microsoft Azure и Microsoft 365 для корпоративного использования для стандартизации работы в семействе брендов компании.
В рамках партнерства инженеры Walmart и Microsoft будут сотрудничать на этапе оценки, разработки и поддержки перемещения существующих приложений на облачную архитектуру Microsoft. Например, чтобы расти и расширять онлайн-опыт, компания перенесет значительную часть walmart.com и samsclub.com на Azure, в том числе свою облачную выписку, позволяющую Walmart "расти с ростом потребительского спроса".
Как ожидается, Walmart построит глобальную платформу IoT на Azure — от подключенных HVAC и холодильных установок для снижения потребления энергии в тысячах американских магазинов до применения машинного обучения при маршрутизации тысяч грузовиков в цепочке поставок.
Вместе с тем благодаря партнерству Walmart планирует защитить себя от амбиций Amazon в отношении розничной торговли, а также увеличить свое присутствие на рынке онлайн-торговли. Как отмечает Reuters, технологии от Microsoft помогут ретейлерам идти в ногу со временем совместно с Amazon Go — высокоавтоматизированным магазином электронной коммерции. Месяцем ранее источники агентства заявили, что Microsoft работает над аналогом Amazon Go.
По их словам, Microsoft привлекла для этой работы специалиста по компьютерному зрению из Amazon Go. Сейчас компания экспериментирует с различными камерами, которые закрепляются на тележках для покупок. Нанятый из компании-конкурента сотрудник предложил также новые способы использования смартфонов в процессе покупок. Тогда отмечалось, что технологический гигант ведет переговоры с сетью Walmart о потенциальном сотрудничестве.
Управляющий партнер венчурной фирмы Loup Ventures Джин Манстер отмечал, что это следующий шаг на этом рынке, который Walmart не может себе позволить игнорировать. Loup Ventures оценила рынок автоматизированного оформления заказов в США в $50 млрд.

Новации Amazon

Amazon стремится максимально сократить путь от покупателя до товара. Компания Джеффа Безоса потратила почти 4 года на создание автоматизированных магазинов Amazon Go, затем запустила магазин такого типа в Сиэтле лишь для сотрудников. С 2016 года компания в течение 14 месяцев собирала информацию о покупках клиентов в этом магазине и открыла Amazon Go для покупателей в Сиэтле в январе 2018 года. В ближайшее время Amazon планирует открыть такие магазины в Чикаго и Сан-Франциско.
Войти в магазин можно, просканировав на турникете QR-код в приложении Amazon. В этот момент аккаунт Amazon привязывается к физической персоне и камеры в магазине начинают отслеживать каждое действие. Система с помощью камер и датчиков следит за тем, какие товары покупатель берет с полки, и заносит их в виртуальный чек. На выходе набранная сумма будет списана со счета покупателя в Amazon.
Разработчики системы утверждали, что в рамках технологии Just Walk Out в магазине используются "компьютерное зрение, алгоритмы глубинного обучения и сочетание сенсорных данных из различных источников". С той же технологией работает стартап Аipoly, который пытается создать "полностью автономные магазины" без продавцов и кассиров за счет компьютерного зрения.
Если говорить о доставке покупок на дом, то Amazon автоматизировал и этот процесс. В феврале компания купила у венчурного фонда Grishin Robotics, основателем которой является председатель совета директоров и сооснователь Mail.ru Group Дмитрий Гришин, портфельную компанию по разработке "умных" устройств для безопасности дома Ring.
Еще прошлой осенью Amazon представила серию устройств "умного" дома — камеру Amazon Cloud Cam и взаимодействующий с ней дверной замок Amazon Key, который может открывать двери в дом для заслуживающих доверия курьеров. Раньше курьеры в США часто оставляли посылки на пороге, но из-за резкого роста числа краж онлайн-ретейлеры и логистические компании начали искать новые решения.

Ответ Walmart

Walmart не намерен отставать от конкурента и в марте зарегистрировал несколько десятков патентов для автоматизации продаж в своих магазинах. В частности, ретейлер разрабатывает технологию, которая позволит определять вещи, положенные в контейнер для оплаты на автоматизированной кассе.
Еще одна заявка Walmart касается разработки сенсорной системы, способной оснастить тележки и корзины для покупок операционной системой для подключения к смартфонам, которая поможет покупателю находить предметы со скидками или найдет дорогу до конкретного отдела.
Также у Walmart заявлен патент на дронов-продавцов, которые будут помогать клиентам в магазине. Предполагается, что робота можно вызвать и общаться с помощью приложения на смартфоне. Walmart заявил и свою систему слежения, отличающую клиентов по их одежде, чтобы следить за кражами в магазине. Также ретейлер планирует разработать систему для распознавания уровней запасов продуктов на складе.
Walmart усовершенствует и систему доставки онлайн-заказов, но, в отличие от Amazon, ретейлер сосредоточился не на адресе заказчика, а на собственных магазинах. В апреле компания расширила свою сеть автоматизированных терминалов, или пикап-башен, для выдачи заказов. Первые 200 таких устройств, работающих с лета прошлого года, уже выдали 500 тыс. заказов. Walmart утверждает, что откроет еще 500 терминалов до конца года и благодаря их стратегическому расположению сможет обслуживать 40% жителей США. Подобные терминалы также начала устанавливать в своих магазинах Zara.
Кроме того, в сентябре прошлого года Walmart начал тестировать сервис доставки заказов "до холодильника" клиента без его физического присутствия. Для этого компания заключила соглашение с August Home — стартапом, который занимается разработкой "умных" замков. Клиент получает уведомление, когда курьер нажимает на кнопку дверного звонка. При наличии камер безопасности August Home владелец дома может наблюдать за процессом доставки через специальное мобильное приложение.

Сканеры "О'Кей"

В июле российский ретейлер "О'Кей" запустил в гипермаркетах Петербурга систему "О'Кей-скан" — терминалы самостоятельных покупок. Система начала работу с 18 июля в гипермаркетах "Электросила" (Московский проспект, 137) и "Партизана Германа" (ул. Партизана Германа, 2). Также планируется установка системы в гипермаркете в "Ленэкспо". Первые такие терминалы "О'Кей" запустил в трех гипермаркетах торговой сети в Москве.
"Система "О'Кей-скан" значительно экономит время наших покупателей, что особенно актуально для жителей мегаполисов. И на пилотной зоне мы видим, что наши клиенты это ценят. Еще одно удобство индивидуальных сканеров заключается в том, что покупатель видит всю информацию о товаре и сумму чека прямо в торговом зале, что исключает "сюрпризы" на кассе. Это также актуально для клиентов с ограниченным бюджетом", — отметил Тариэл Бокучава, директор по информационным технологиям "О'Кей".
Система позволяет совершать покупки без участия кассира и других сотрудников магазина. Штрихкод товара сканируется персональным сканером в торговом зале. При сканировании на экране отражается цена товара, размер скидки и общая сумма покупки. Для получения сканера необходимо отсканировать штрихкод карты постоянного покупателя или считать магнитную ленту карты на терминале выдачи сканеров, расположенном около входа в торговый зал. Воспользоваться сервисом могут владельцы карт, заполнившие персональную анкету.
"Заменят ли терминалы самостоятельных покупок стандартные кассы сети "О'Кей"? Нет, это всегда будет разумный микс. Большая часть наших клиентов продолжит пользоваться привычными кассами", — отмечает представитель ретейлера. По его словам, концепция "О’Кей" схожа с проектом Amazon, но отдельным каналом продаж она не станет.
"Amazon Go — это еще и отдельный концепт магазина со специально подобранным ассортиментом для клиентов, выбирающих такой способ покупки. Наша система — это инновационное дополнение к существующей концепции компактного городского гипермаркета. К тому же при покупке алкогольной и табачной продукции придется воспользоваться помощью сотрудников магазина", — пояснили в "О’Кей".
По оценкам IDC, к 2019 году 30% крупнейших мировых ретейлеров будут активно участвовать в digital-трансформациях, увеличивая конверсию до 30% и наращивая доход. К 2021 году игроки, которые используют искусственный интеллект, а также Интернет вещей (Internet of Things, IoT), повысят показатели удовлетворенности клиентов до 20%, производительности — на 15%, оборота — на 25%. По прогнозу Grand View Research, к 2025 году объем рынка IoT в розничной торговле превысит $94 млрд, а рынок технологий для отрасли через 6 лет превысит $1 трлн.

Битва за рынки

Соперничество Microsoft и Amazon особенно остро проявляется лишь на рынке облачных инфраструктур, где в I квартале доля Amazon Web Services составила 33%, Microsoft — 13% и Google — 6%. В розничной торговле противостояние Walmart, крупнейшего розничного продавца в мире, и Amazon уже стало многолетней битвой конкурентов за потребителя.
В 2018 году, по прогнозу eMarketer, на долю Amazon придется оборот $258,22 млрд, что составит 49,1% всех розничных покупок на домашнем рынке в онлайн-магазинах и 5% всей розничной торговли США. Корпорация Безоса приблизилась к переломной точке, когда больше американцев будет тратить деньги в Интернете через Amazon, чем через все другие розничные интернет-площадки вместе взятые. На долю Walmart приходится 3,7% онлайн-продаж США.
Локомотивом роста Amazon остается Marketplace — платформа, на которой компания позволяет сторонним продавцам использовать свою розничную и логистическую инфраструктуру для продаж и доставки товаров покупателям Amazon. На нее приходится 68% всех розничных продаж, что составляет почти $176 млрд против 32% прямых продаж Amazon.
Топ-10 онлайн-магазинов США, доля рынка в 2018 году, прогноз
Источник: eMarketer
Amazon продолжает стремительно наращивать обороты на пути к тотальной диверсификации бизнеса. В августе прошлого года компания купила за $13,7 млрд американскую сеть почти из полутысячи супермаркетов Whole Foods, специализирующуюся на продаже продуктов питания без искусственных добавок. В феврале — стартап Ring с российскими корнями за $1 млрд для автоматизации доставки заказов без участия покупателя. В июне Amazon договорился о покупке крупнейшей в США онлайн-аптеки PillPack, которую ранее пытался купить Walmart.
Walmart начал войну с Amazon с покупки торговой площадки Jet.com за $3,3 млрд в 2016 году. В 2018 году состоялись еще две знаковые сделки. В апреле Walmart договорился о слиянии своей британской торговой сети Asda с ретейлером Sainsbury's. В объединенной сети Walmart будет принадлежать 42%, от Sainsbury's он получит $4,1 млрд. Объединенная сеть станет самой крупной на британском рынке — с долей 30%.
Однако ключевой сделкой стало приобретение в мае доли 77% в индийском онлайн-ретейлере Flipkart. Amazon является вторым по величине игроком на индийском рынке электронной коммерции и основным конкурентом Flipkart, корпорация Безоса также была одним из главных претендентов на этот актив. По прогнозам Morgan Stanley, объемы индийского рынка онлайн-ретейла в ближайшее десятилетие могут достигнуть $200 млрд. Рынок, однако, со скепсисом ответил на эту сделку — котировки Walmart упали на 4%.
В феврале 2018 года Amazon впервые обогнал Microsoft по рыночной стоимости и вошел в тройку лидеров: $702,46 млрд против $700,56 млрд. По рыночной стоимости Amazon обходят только Apple и Alphabet с капитализацией $849 млрд и $744 млрд соответственно. Walmart с капитализацией $260 млрд находится на 14-й строчке. С начала года акции Amazon подорожали на 33%. В январе Amazon также впервые стал самым дорогим брендом. За год бренд подорожал на 42%, до $150,8 млрд, и поднялся в рейтинге Brand Finance на две позиции.
Глава Amazon Джефф Безос в июле стал богатейшим человеком в новейшей истории, его состояние оценивается Bloomberg в $150 млрд. Безос на $55 млрд богаче, чем основатель Microsoft Билл Гейтс, который находится на втором месте списка самых богатых людей мира. Семья Уолтонов, нынешние основные владельцы Walmart, идут в рейтинге во второй десятке, состояние каждого из них оценивается в $41-$43 млрд.