Потенциал есть. Российский вейп-рынок не боится закона об обычных сигаретах

Автор фото: Антон Ваганов
Автор фото: Антон Ваганов

Несмотря на ужесточение законодательства и сильного падения в 2016 году — от трех до десяти раз — рынок вейпов, электронных сигарет и других устройств для альтернативного курения продолжает расти, но уже не таким значительными темпами, как, например, 2-3 года назад, когда эти устройства были в моде.

В ассоциации "Профессиональный альянс участников русского рынка электронных никотиновых систем" (ПАУРРЭНС) оценили объем российского рынка таких девайсов в 17 млрд рублей в 2016 году. По самым консервативным оценкам экспертов, к 2020 году он должен достигнуть 20 млрд рублей, а количество потребителей — 1,8 млн человек.
У петербургских производителей жидкостей для вейпов на фоне появления большого количества новых игроков было падение. Кроме того, много магазинов, специализирующихся на продажах эти девайсов, закрылось, отмечают участники рынка.
В Петербурге и Ленинградской области, согласно данным из открытых источников, на данный момент работает более 460 магазинов, специализирующихся на продажах электронных сигарет и вейпов. Среди крупных игроков — "Папироска.рф" (35 точек), VapeClub (26) и Vardex (14). По данным "СПАРК-Интерфакс", выручка компании "Папироска.рф" в 2016 году (последние данные) составила 68,2 млн рублей, в 2015 году — 59,9 млн рублей.
Тенденция на вейп-рынке
Глава ПАУРРЭНС Максим Королев, говоря о тренде, отметил, что сегодня рынок растет медленно, а количество вейп-шопов (магазинов, специализирующихся на продаже этих устройств) сокращается. "В Москве есть масса примеров банкротств, закрытий, уходов с рынка компаний, которые не выдержали. Есть несколько крупных фирм, которые на плаву и держатся. Но нельзя сказать, что они процветают", — сказал Королев, добавив, что в основном они уходят из-за акцизов, которые ввели в мае прошлого года. Напомним, в январе 2018 года акцизы на электронные системы доставки никотина выросли с 40 до 44 рублей за штуку, а на табак, предназначенный для потребления путем нагревания, — с 4800 до 5280 рублей за 1 кг.
Управляющий партнер INTRUE Lab (компания производит жидкости для вейпов) Евгений Белявский рассказал, что "в конце 2016 года было большое падение от трех до десяти раз в среднем по рынку у различных игроков" из-за большого наплыва новых производителей.
"Тогда на рынок выходило очень много новых производителей, если говорить о жидкостях для этих сигарет. У большинства было падение на этом фоне. Очень много закрывалось магазинов, произошло перенасыщение рынка, очень многие впали в кризис", — сказал Белявский.
На этом фоне у различных производителей выручка упала от 60 до 90%, отмечает бизнесмен. "Многие закрылись. Но мы смогли найти точки роста и прирастаем в месяц на 5-10%. У нас также увеличился штат сотрудников", — отметил Белявский. По его словам, если бы падения не случилось в 2016 году, то оборот компании к 2019 году составил бы до 500 млн рублей. "Сейчас на ближайшие годы у нас прогноз 100-150 млн рублей", — добавляет бизнесмен. В 2016 году оборот компании INTRUE Lab составил 90 млн рублей.
Владелец петербургского магазина Elsmoke Евгений Мороз отмечает, что ситуация на рынке вейпов после падения в 2016 году не изменилась. "Новые игроки также появляются, может, не в таком количестве, как раньше. У нашей компании, скажем так, дела идут стабильно. Выручка не увеличилась, но и не снизилась", — рассказал бизнесмен. По мнению Королева, потенциал рынка "остается очень высоким".
Влияние регулирования
Ранее стало известно, что в правительстве определились с судьбой российского вейп-рынка. На совещании с участием вице-премьеров Татьяны Голиковой и Дмитрия Козака было решено оставить в зоне регулирования действующего законодательства все альтернативные устройства для курения.
"Законопроект о приравнивании электронных сигарет к обычным, конечно, негативно скажется на торговле, особенно это почувствуют ларьки и маленькие павильончики", — считает Мороз.
По мнению Королева, такое решение может повлиять на количество потребителей продукции. По его словам, активная антитабачная пропаганда и приравнивание электронных сигарет к обычным мешают притоку новых вейперов. "По данным нашей ассоциации, сейчас число потребителей электронных сигарет стабилизировалось. На второй план отошла мода на вейп, появлению новых потребителей, конечно, мешает активная антипропаганда, антитабачные активисты", — уточнил эксперт.
Решение правительства о том, что вейпинг и системы нагревания табака должны находиться в рамках действующего антитабачного законодательства, не повлияет на производителей, считает Белявский. "Я думаю, что глобально — никак. В Петербурге ранее уже был принят соответствующий закон", — сказал он. В Петербурге депутаты Законодательного собрания запретили продавать вейпы несовершеннолетним еще в ноябре 2017 года.
Будущее рынка вейп-индустрии  
Евгений Мороз считает, что рынок вейпов продолжит расти. "Рынок все равно нашел своего покупателя, и те вейп-шопы, которые ориентированы на постоянных покупателей, я думаю, смогут выжить", — отмечает он.
Однако все больше сетей обычных супермаркетов подключается к продажам закрытых систем — электронных сигарет со сменными катриджами. "Включаются сети алкомаркетов, а это по несколько тысяч магазинов, магазины потребительских товаров более широкого ассортимента", — сказал Королев.
По его словам, крупные игроки из числа табачных компаний — например British American Tobacco и Philip Morris — выводят на рынок свои электронные сигареты. "Они активны с точки зрения дистрибьюции, стараются подключать новые сети. Но они заинтересованы в своем продукте, а не в целом рынке", — подчеркнул Королев.  
На Петербургском международном экономическом форуме, который прошел в мае 2018 года, компания Philip Morris International объявила о планах в ближайшие 2 года вложить около 7 млрд рублей в расширение мощностей по производству табачных стиков для электрической системы нагревания табака IQOS в дополнении к уже вложенным 2,5 млрд рублей. Стики будут производить на фабрике в Ленинградской области. Планируется, что продукция будет направляться на удовлетворение потребностей российского рынка, а также на экспорт в другие страны.