Москва догоняет Петербург по насыщенности торговыми центрами

Автор фото: Коньков Сергей
Автор фото: Коньков Сергей

Показатель обеспеченности населения торговыми комплексами в двух самых крупных городах России сравняется до конца года, прогнозируют эксперты.

Анализ рынка торговых центров Москвы по итогам первого полугодия показал, что столица впервые за 8 лет должна догнать Петербург по обеспеченности площадями в ТК. Такие выводы сделали эксперты международной компании по управлению недвижимостью и инвестициями JLL.
По информации аналитиков, за последние 6 месяцев на российский рынок вышло всего 16 зарубежных брендов, причем большинство дебютантов оказались представителями среднего сегмента. В Москве при этом было открыто три качественных торговых центра, совокупный объем арендуемых площадей которых составил 98,5 тыс. м2. В итоге насыщенность торговыми площадями на рынке города достигла значения 418 м2 на 1 тыс. жителей. В Петербурге аналогичный показатель равен 422 м2.
"До конца года в Москве заявлено еще 64,4 тыс. м2 новых качественных торговых площадей, а в Санкт-Петербурге — 6,5 тыс. м2. Если состоится ввод всех анонсированных проектов, то показатели насыщенности в двух столицах сравняются, достигнув значения 423 м2 на 1 тыс. жителей. Таким образом, Москва догонит Петербург по обеспеченности торговыми площадями впервые за последние 8 лет. Тем не менее оба города по-прежнему будут уступать по этому показателю ряду региональных миллионников: Самаре, Екатеринбургу, Ростову-на-Дону, Нижнему Новгороду и Воронежу", — отметила руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости JLL Оксана Копылова.
Насыщенность торговыми площадями в городах-миллионниках
Автор: JLL
В I квартале в Москве был введен единственный торговый центр — "Миля" в Жулебине (19 тыс. м2), во II квартале на рынок вышли два объекта — крупнейший проект года ТРЦ "Каширская Плаза" (71 тыс. м2) и ТЦ районного формата "Петровский" (8,5 тыс. м2). Для сравнения: за аналогичный период прошлого года в Москве не было введено ни одного торгового объекта.
Среди проектов, анонсированных к вводу до конца текущего года, ТЦ в составе ТПУ "Рассказовка" (19 тыс. м2), "Арена плаза" (17 тыс. м2), "Галеон" (14 тыс. м2), "Ангара" (7 тыс. м2). Таким образом, годовой объем нового предложения составит 163 тыс. м2, что всего на 5% превысит результат прошлого года, ставший рекордно низким показателем за последние 5 лет.
"В последние 2 года запуск новых торговых центров практически не отражается на динамике вакантности, поскольку объекты открываются с очень высоким уровнем заполняемости. Так, к примеру, в ТРЦ "Каширская Плаза" на момент открытия доля свободных площадей составляла менее 5%. В результате по итогам II квартала доля свободных площадей на рынке торговых площадей Москвы достигла минимального значения за 4 года и составила 5,2%. Мы ожидаем сохранения низкого уровня показателя на отметке около 5% до конца года", — рассуждает Екатерина Земская, руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL.
По данным Knight Frank LLC, в Петербурге за 2017 год открылось на 19% больше торговых точек, чем закрылось. Основное количество (27%) новых заведений относится к профилю общественного питания. В течение года в городе также наблюдалась высокая активность арендаторов. В целом ротация на рынке составила 15%. Наибольший уровень ротации отмечен на пешеходных улицах — 26%, наименьший — на крупных периферийных магистралях города (14%).
"Большое количество открытий, появление новых брендов, ранее не представленных в городе, поспособствовали росту арендных ставок по всем торговым коридорам. Наибольший прирост отмечен на главных торговых магистралях города: здесь за 2017 год ставки повысились в среднем на 7%", — указано в отчете Knight Frank.
В Петербурге в последнее время продолжается тенденция уменьшения формата магазинов. К примеру, недавно в городе появился новый магазин бытовой техники и электроники "Максидом" в  формате супермаркета с урезанным ассортиментом товаров. Также сети OBI и Leroy Merlin в 2018 году планировали начать развивать аналогичные компактные супермаркеты.

Нацеленность на средний сегмент

Специалисты подчеркивают, что наряду с высокой заполняемостью на момент открытия новые объекты имеют высокую долю ресторанных и развлекательных зон, которые создают кластер притяжения дополнительного трафика в ТЦ за счет вариативности и качества предложения.
"Что касается открытия новых международных брендов, первое полугодие 2018 года продемонстрировало отрицательную динамику по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Всего за январь-июнь на российский рынок вышло 16 иностранных игроков, что на 45% меньше показателя аналогичного периода прошлого года, когда на рынке появилось 29 новых брендов. Кроме того, в отличие от результатов первого полугодия 2017 года, большинство новых ретейлеров являются представителями среднего ценового сегмента, а количество дебютантов класса люкс и премиум уменьшилось с 18 до 7", — подсчитали авторы исследования.
Однако данная тенденция может переломиться, поскольку до конца 2018 года планируется выход на российский рынок ряда крупных международных брендов. Так, ожидается открытие магазина шведского fashion-ретейлера COS в ТРЦ "АФИМОЛЛ Сити", парка развлечений DreamPlay от студии DreamWorks — в ТЦ "Авиапарк", а CJ CGV (пятый в мире кинооператор из Южной Кореи) подписал соглашение с ADG group о размещении кинотеатров в сети районных торговых центров компании. Кроме того, на этот год анонсированы открытия французского парфюмерно-косметического бренда Sephora и американской сети фастфуда Panda Express.
Накануне, 9 июля, в Colliers International сообщили, что средний уровень вакантности в торговых центрах Петербурга по итогам первых 6 месяцев 2018 года составил 4,2%. Этот показатель достиг своего минимального значения за последние 5 лет. При этом активнее всего в моллах росли операторы сегментов fashion и развлечений. Между тем теплое лето и чемпионат мира принесли торговым комплексам Петербурга падение выручки до 30%.
Как ранее стало известно "ДП", крупнейшие девелоперы Петербурга ХК "Адамант", FortGroup и "ИКЕА" инвестируют 3,5 млрд рублей в реконцепцию восьми торговых комплексов в надежде на рост трафика и доходности. Обновление проведут в связи с тем, что половина ТК города были построены на заре 2000–х годов и сейчас нуждаются в ремонте.