Fashion-expression. Сегменты развлечений и fashion растут на фоне сокращения свободных площадей в петербургских ТЦ

Автор фото: Беликов Валентин
Автор фото: Беликов Валентин

На фоне рекордного сокращения свободных площадей в торговых центрах Петербурга активнее всего растут операторы fashion и развлечений, выяснили в Colliers International. К концу 2018 года, по оценке аналитиков, вакансия в классических ТЦ не превысит 3%, что станет самым низким показателем за последние 10 лет.

Средний уровень вакантности в торговых центрах Петербурга по итогам первых 6 месяцев 2018 года составил 4,2%. Этот показатель достиг своего минимального значения за последние 5 лет. При этом, по данным Colliers International, активнее всего в моллах росли операторы сегментов fashion и развлечений.
В международной консалтинговой компании по управлению коммерческой недвижимостью сложившуюся тенденцию объясняют развитием игровых и образовательных зон для детей в формате edutainment, а также ростом числа fashion-пространств для взрослых, в том числе — появлением двух новых магазинов Levi’s. В детском развлекательно-обучающем формате за отчетный период заработало сразу несколько заведений. В частности, в Петербурге появились две леготеки LEFUNGO, центры "Открой в себе ученого" и "Галактика приключений", а также игровая зона Bonava.
Бум в сегменте детских развлечений наблюдается с 2013 года. С тех пор его доля в петербургских ТРК увеличилась с 7 до 15%. Самым популярным форматом стали семейные парки со спортивным уклоном, такие как Angry Birds Park в ТРК "Европолис", Joki Joya (8 парков в различных ТРК города), Hlop Top (в 3 ТРК). Возросшее число приверженцев здорового образа жизни, а также сравнительно небольшие объемы инвестиций в открытие спортивных досуговых парков привели к увеличению занимаемых активити-парками площадей более чем в 3 раза с 2013 года. Кроме того, в 10 раз возросло число мини-зоопарков.
Эксперты компании подсчитали, что по обеспеченности площадями на 1000 человек с развлекательной функцией сейчас лидирует Приморский район, второе место занимают Московский и Фрунзенский, а замыкает тройку лидеров Красногвардейский район. Годом ранее детские развлечения были максимально представлены в торговых центрах Выборгского, Московского, Приморского и Центрального районов, где обеспеченность развлекательными площадями составляла не менее 100 м2 на 1000 детей.
Невский и Калининский районы, лидирующие по количеству детского населения, были крайне слабо обеспечены подобной инфраструктурой. Потенциал для развития детского сегмента развлечений эксперты находили в Василеостровском и Петроградском районах города.
Как указывают в Colliers International, среди новых брендов, появившихся в Петербурге во II квартале нынешнего года, традиционно представлены fashion-операторы. Среди них — официальный хронометрист футбольного чемпионата мира Hublot из Швейцарии, который открыл третий монобрендовый бутик в России на площадке ДЛТ, а также французский Undiz и отечественный I Am Studio, которые заработали в "МЕГА Парнас" и ТРК "Галерея" соответственно.
"По итогам первой половины 2018 года операторы сферы fashion и развлечений выступают ключевыми драйверами на рынке торговых центров Петербурга. В условиях минимального объема свободных площадей они продолжают активно развиваться, реформировать, обновлять форматы. Так, доля операторов сегмента развлечений на сегодня в торговых центрах Петербурга составляет около 15%, при этом их число стабильно растет, а профиль самого сегмента регулярно расширяется и пополняется новыми современными форматами, среди которых леготеки, игротеки, интерактивные обучающие пространства для детей и другие. По оценке Colliers International, от наличия операторов развлекательного сегмента сегодня может зависеть до 20% доходности объекта", — говорит заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International Ирина Царькова.
Еще один активно развивающийся в 2018 году сегмент, по данным авторов исследования, представляют специализированные мебельные центры. Так, недавно после реконструкции открылся центр интерьерных решений VILLA (ранее ТЦ "Подсолнух") общей площадью около 37 тыс. м2. В "Гарден-Сити" товары для дома и интерьера заняли 1,5 тыс. м2, на которые увеличилась площадь ТК в ходе реконцепции. Пополнение сегмента в I квартале также произошло за счет мебельного гипермаркета "Богатырь", чья площадь составила 40,2 тыс. м2.
По прогнозам специалистов, во втором полугодии рынок специализированных торговых центров Петербурга продолжит расти как за счет мебельных центров, так и благодаря специализированным fashion-проектам. С вводом второй очереди Outlet Village Pulkovo сегмент аутлетов города пополнится на 6,5 тыс. м2, в то время как открытия новых качественных классических торговых центров не ожидается.

На подступах к рекорду

К концу 2018 года, по оценке аналитиков, вакансия в классических торговых центрах не превысит 3%, что станет самым низким показателем за последние 10 лет.
"Развлекательные операторы стали неотъемлемой частью сбалансированного пула современного ТРК, что связано как с рыночными, так и с социальными факторами. Во время кризиса 2014 года девелоперы привлекали операторов развлечений, которые, несмотря на более низкие ставки, существенно оживляют проект. С другой стороны, мы видим изменения и в потребительском поведении, особенно актуальные для крупных городов: посетители стараются совместить как можно больше активностей в рамках одного комплекса. По этой причине арендаторы развлекательного сегмента являются не столько генераторами трафика, сколько объектами, способствующими знакомству с комплексом и увеличению количества целей, которые достигаются в нем каждым посетителем. Наиболее существенные потоки развлекательные арендаторы формируют для операторов общественного питания, а наличие развлекательного проекта, позволяющего на некоторое время оставить ребенка без родительского присмотра, обеспечивает комплексу очень активных в течение нескольких часов шоперов", — подчеркивает аналитик рынка и партнер консалтинговой компании Анна Никандрова.
Как ранее сообщал "ДП", теплое лето и чемпионат мира по футболу обеспечили высокий спрос на услуги петербургских парков развлечений. При этом торговым комплексам лето принесло падение выручки до 30%.