Путин разрешил государственно-частное партнерство в IT-отрасли

Серверы в центре обработки данных (ЦОД) "Сколково" Сбербанка России в инновационном центре "Сколково".
Автор фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Серверы в центре обработки данных (ЦОД) "Сколково" Сбербанка России в инновационном центре "Сколково".
Автор фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Президент РФ одобрил схему ГЧП в IT-отрасли: расходы на создание или модернизацию государственных IT-проектов теперь могут взять на себя частные игроки рынка. Эксперты полагают, что эти издержки впоследствии окупят себя, поскольку закон предусматривает коммерциализацию IT-продукта частным исполнителем за счет дополнительных сервисов

Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Принятый акт позволяет заключать соглашения государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессии в отношении информационных систем. К ним относятся компьютерные программы, базы данных, центры обработки данных и другие объекты IT-инфраструктуры. Инициаторами законопроекта выступила группа депутатов Государственной думы во главе с председателем комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаем Николаевым.
Согласно закону, расходы на создание или модернизацию государственных IT-проектов теперь могут взять на себя частные игроки рынка. Эксперты полагают, что эти издержки впоследствии окупят себя, поскольку закон предусматривает коммерциализацию IT-продукта частным исполнителем за счет дополнительных функций или сервисов. Возможность получать прибыль от проектов повысит интерес компаний в удержании потребителя, а следовательно, в повышении качества разрабатываемых IT-систем, уверена Дания Шумилкина, пресс-секретарь Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Кроме того, отмечают эксперты, закон ускорит разработку проектов благодаря тому, что теперь их разработка будет поручена опытным специалистам в сфере информационных технологий.
"В итоге получается ситуация win-win, потому что и государство больше не тратит десятки миллионов, как это было раньше; с другой стороны, частный бизнес получит возможность зарабатывать в той сфере, где раньше зарабатывать не мог. И наконец, потребители. Раньше государственные IT-сервисы не всегда работали очень хорошо, а людям приходилось ими пользоваться. Сейчас же картина изменилась, и от того, насколько хорошо продукт создан, будет зависеть его дальнейшая судьба и поддержка, а следовательно, благополучие инвестора", — рассказали в пресс-службе ФРИИ.
Одновременно с тем новация была встречена некоторыми экспертами с немалой долей скепсиса. По словам Дениса Кускова, генерального директора аналитического агентства TelecomDaily, закон о ГЧП в IT-сфере содержит в себе множество подводных камней.
"Есть риск, что компания или частный инвестор, вложившийся в проект, в итоге останется ни с чем. Крупные игроки уровня "Яндекса" еще могут за себя постоять, а вот для остальных инвесторов в IT-сфере все может сложиться совсем не радужно. У нас в государстве правила игры меняются очень часто, и стабильности для частных компаний гарантировать никто не может".
Эксперт допускает, что новый закон мог быть принят в интересах определенного круга игроков IT-рынка. "Надо понимать, что страна сейчас находится в таком положении, что основной приток денег идет от государства. B2B и B2C секторы сейчас растут в более низких темпах. Практически все деньги на рынке IT — это средства от госкомпаний и госкорпораций".
Несмотря на то что новый закон направлен на привлечение частных инвестиций в развитие государственной IT-инфраструктуры, возможность быть инвестором появится не у всех. Закон исключает из списка частных партнеров российские компании и организации, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физлица, юрлица и госорганы, за исключением отдельных случаев.