Батуты ждут болельщиков. Рынок парков развлечений в Петербурге растет на фоне обвала выручки у ТРК

Автор фото: Валентин Беликов

Теплое лето и чемпионат мира по футболу обеспечивают высокий спрос на услуги петербургских парков развлечений. Зато торговым комплексам лето принесло падение выручки до 30%.

Петербургские парки развлечений рассчитывают на высокие результаты в этом году. По их прогнозам, из–за теплой погоды и позитивного влияния чемпионата мира они должны быть лучше, чем летом 2017 года. Арендаторы торговых комплексов, напротив, теряют гостей, а значит, и выручку.

Прогнозы оптимистов

Кроме благоприятной погоды неожиданно важным фактором успеха в этом году стало проведение чемпионата мира по футболу, рассказывают участники рынка. Кто–то из них дождался притока гостей благодаря соседству со стадионом, кто–то — благодаря любознательности иностранцев, которые хотят попробовать все в незнакомой стране.
"В мае подводились итоги учебного года, посещаемость обеспечили выпускники дошкольных учреждений и ученики начальной школы. В июне мы видим большое количество гостей из других городов России и даже стран из–за чемпионата мира по футболу", — рассказывают в Angry Birds Activity Park. В компании рассчитывают на удачный сезон: в июне у них была высокая посещаемость.
Благодаря повышенному туристическому потоку на период чемпионата мира по футболу у парка развлечений MazaPark прогнозы тоже довольно оптимистичные: в компании видят положительные результаты по сравнению с прошлым годом. В веревочном парке "TreeToTree Озерки" ожидают, что этот сезон будет для них более удачным, чем был в 2017 году.
Для парков развлечений характерен сезонный фактор, например, каникулы сразу отражаются на посещаемости и обеспечивают постоянный поток посетителей. Опрошенные "ДП" игроки рынка признают, что нестандартно теплый для Питера май существенно поддержал рост выручки. Но характерно это скорее для парков на свежем воздухе. Например, в мае посещаемость Angry Birds Activity Park была ниже, чем в июне. "Мы считаем, что на это повлияла погода и большее количество праздников, выездов на дачу и желание нашей целевой аудитории поехать на природу", — говорят в компании. В теплую погоду люди предпочитают проводить время на открытых площадках, поясняет Александр Мищенко, директор по продажам и маркетингу MazaPark.

Спасли торговые центры

Не спадает интерес потребителей к всевозможным активностям для детей. Бум открытий парков развлечений в петербургских торговых комплексах игроки рынка наблюдают последние 3 года. В кризис они заменили в торговых центрах фешен–ретейлеров и продавцов электроники, обеспечив приток посетителей.
Развлекательные зоны всех видов в сочетании с торговой галереей генерируют поток новых покупателей и увеличивают время пребывания потребителя в торговом центре. По данным брокеров, обширная развлекательная зона может увеличить трафик в торговом комплексе на 15–25%. Аналогичный прирост наблюдается и у среднего чека.
В Петербурге наиболее заметные игроки рынка развлечений — семейные парки со спортивным уклоном (Angry Birds Park, Gorilla Park, Joki Joya, Mouse House, "Хлоп Топ", MazaPark и др.), города профессий ("КидБург") и интеллектуальные центры ("ЛабиринтУм"). С 2013 года доля арендаторов в сфере детских развлечений в торговых комплексах, по данным брокеров Colliers Int, выросла в 2 раза — с 7 до 15%.

Кризис — не повод экономить на детях

Игроки петербургского рынка развлечений с удовлетворением констатируют, что кризис прошел мимо них и на досуге детей родители не экономили. В "КидБурге" отмечают, что внутри категорий досуга шло перераспределение по продуктам, колебался спрос по ценовым категориям, частоте потребления, но существенного спада в общем объеме не было.
В Angry Birds Activity Park возможной причиной стабильной потребительской активности называют тот факт, что родители готовы платить деньги за досуг ребенка, особенно если этот процесс подкреплен образовательной составляющей.
"Родители всегда были готовы тратить деньги на детские развлечения, но в связи с экономической ситуацией и, как следствие, падением спроса на развлекательные услуги в последние 3–4 года стоит вопрос о количестве этих денег", — рассуждает Александр Мищенко.
Эксперт не исключает, что в ближайшие несколько лет за счет появления большого количества новых предложений на рынке произойдет перераспределение семейных бюджетов на детский отдых — родители будут стараться выбрать наибольшее количество услуг при наименьших затратах.

В ногу со временем

За последние пару лет на рынке развлечений появился целый ряд новых проектов. Так, холдинг "Евразия" открыл два семейных рестопарка Mouse House, игротеку "КотоВаська", в торговом комплексе "Экополис" начало работу творческое пространство для детей и молодежи preLAB. В ТК "Пассаж" ожидается запуск тематического парка по мотивам мультфильма "Маша и Медведь".
С ростом конкуренции вопрос актуальности концепции парка становится все более остро. Чтобы сохранить поток посетителей, парки в этом году активно внедряют новые услуги. Так, например, в MazaPark приняли решение о закупке игровых аппаратов, которые совсем недавно появились на рынке и еще не поставлялись в Россию. Этим летом в Angry Birds Activity Park появятся новые аттракционы. Аквапарк "Питерлэнд" тоже провел плановое обновление в апреле этого года.
Александр Мищенко считает, что будущее развлекательных центров — за интерактивными развлечениями (виртуальная реальность, Stress Room), но привычные виды развлечений (боулинг, бильярд, ролики) будут популярны еще долгое время.
Прогноз на сезон у нас самый оптимистичный. Спрос стабильный. Общее настроение петербуржцев, обусловленное погодой и большим футбольным праздником, очень позитивное. В мае у нас традиционно высокий сезон (в любую погоду), так как очень активно проводятся выпускные. То же самое можно говорить и о каникулах, когда у детей больше свободного времени для посещения развлекательных проектов. Если говорить про концепции, мы наблюдаем относительный паритет на рынке между площадками активного отдыха и образовательным (познавательным) досугом.
Максимилиан Пивоваров
Генеральный Директор Гк "Кидбург"
По нашим прогнозам, сезон будет удачным, так как мы проводим соответствующие маркетинговые активности, а спектр услуг аквапарка расширяется. В июне в связи с проведением матчей на стадионе "Санкт–Петербург", который находится в непосредственной близости от аквапарка, ощущается падение спроса, оно связано с транспортными ограничениями на путях подъезда. Безусловно, теплые выходные в мае повлияли на посещаемость — многие горожане предпочитали проводить время на природе, но своими акциями мы мотивировали посещение аквапарка в будни, и это обеспечило стабильный спрос. Для аквапарка, как и для других сфер развлечений, существуют высокие сезоны — это новогодние праздники, школьные каникулы, лето. Нашей основной целевой аудиторией остаются семьи с детьми, но мы стараемся охватить все группы населения, формируем различные ценовые предложения для каждой группы.
Дмитрий Крутиков
директор аквапарка "Питерлэнд"
Для открытых парков по всей стране мы ожидаем самого удачного сезона за 3 года, ожидаем рост около 20% по сравнению с 2017 годом. Постепенно уходят последствия кризиса 2014 / 15 годов, проходит праздник футбола, в обществе начинает быть заметным тренд ожидания улучшений и стабильности. Для крытых развлекательных центров мы ожидаем самый сложный год за последнее время: конкуренция растет невероятными темпами, давление на предпринимателей после трагедии в Кемерово возросло многократно. В России фактор сезонности является устойчивой тенденцией, на которой и основывается наша работа. Крытые центры входят в несезон на период приблизительно с 25 мая по 13 августа, в этом году мы наблюдаем более раннее вхождение в несезон и некоторый отток в апреле, мае и июне.
Федор Гавриченко
вице–президент Российской ассоциации операторов индустрии развлечений
Думаем, в этом сезоне спрос на услуги клубов не уменьшится. Спрос на детские праздники так и остается в положительной динамике. В целом посещаемость клубов немного уменьшится из–за теплого лета. В мае и июне этот показатель упал на 30%. Но сильно на нашем клубе в Колпино это не отразится, так как мы находимся в ТРК, где, совершая покупки, родители приводят детей провести вместе время, отдохнуть, поесть. В нашем бизнесе фактор сезонности всегда был четко выражен. Лето, все уезжают в лагеря, к бабушке на дачу, в отпуск с родителями. Количество детей в городе, конечно же, уменьшается. Это лето ничем не отличается от других. Видим тенденцию, что гостям, особенно нашим постоянным клиентам, за 2 года работы надоедают представленные развлечения, их необходимо заинтересовывать новыми аттракционами, которые несут в себе вау–эффект.
Евгения Машкова
заместитель генерального директора сети клубов Jump