Опальный топ. Главные бизнесмены Петербурга, потерявшие или приумножившие капиталы в заточении

Автор фото: Сергей Коньков, Петр Ковалев
Автор фото: Сергей Коньков, Петр Ковалев

"ДП" собрал самые показательные примеры известных петербургских бизнесменов, побывавших в заключении, и проанализировал, как развивались их бизнес-империи под прессом уголовного преследования.

В рейтинг "Делового Петербурга" попали девелоперы, торговцы, топ-менеджеры и банкиры, которым пришлось бороться за свой бизнес, находясь под арестом или отбывая срок в колонии. Кому-то из них удалось сохранить контроль за активами и выйти на свободу с новыми идеями. Другие не выдержали испытания решеткой, не справились с долгами и оказались банкротами.

Михаил Мирилашвили

Один из крупнейших бизнесменов Петербурга конца 90-х Михаил Мирилашвили отправился в колонию в 2003 году. Его осудили на 12 лет по делу о похищении человека в составе организованной группы. Верховный суд пересмотрел наказание и уменьшил срок заключения. В 2009 году предприниматель вышел на свободу.
До ареста и уголовного преследования Мирилашвили создал игорную корпорацию "Конти", в которую вошли восемь казино и сеть игровых автоматов "Джекпот". Он также был президентом АО "Русское видео" (благодаря которому в России показали сериал "Санта–Барбара", также снимало "Улицы разбитых фонарей" и "Бандитский Петербург", на основе своих активов создало телеканал ТНТ) и партнером Владимира Гусинского по "Медиа–мосту". Кроме того, Мирилашвили получал дивиденды на топливном рынке, входя в топ-менеджмент АО "ЛУКОЙЛ — Северо–Запад". Помимо этого, бизнесмен основал и владел девелоперским холдингом "Петромир", управлявшим коммерческой недвижимостью в Петербурге и Москве общей площадью более 100 тыс. м2.
Как рассказывал адвокат осужденного предпринимателя Александр Афанасьев, Мирилашвили успешно управлял бизнесом из колонии. Крупных сделок или продаж долей в подконтрольных компаниях ему удалось избежать.
"С бизнесом Михаила Мирилашвили все абсолютно в порядке. Сильная команда его друзей и коллег не только сохранила все, но и приумножила", — говорил в 2009 году Аркадий Теплицкий, его партнер по девелоперским проектам.
Одна из главных потерь произошла в медийной сфере и была связана с тем, что корпорация "Русское видео" потеряла вес на рынке. В нефтяной отрасли у Мирилашвили тоже не сложилось. По данным базы "СПАРК", на 1998 год он значился главным советником и членом правления "ЛУКОЙЛ — Санкт-Петербург". Однако после его освобождения фамилия Мирилашвили из учредительных документов исчезла.
Кроме того, пока Мирилашвили-старший отбывал наказание, его сын Вячеслав Мирилашвили инвестировал около $30 тыс. в стартап социальной сети "Вконтакте" Павла Дурова. По разным оценкам, через 7 лет это вложение принесло ему до $3 млрд.
Сейчас в рейтинге петербургских миллиардеров по версии "ДП" Михаил Мирилашвили занимает третье место с состоянием 270,7 млрд рублей. В последние годы его активы показывают стремительный рост. Так, в 2016 году состояние Мирилашвили увеличилось на 135 млрд рублей за счет удачных инвестиций в IT-индустрию.

Дмитрий Костыгин

Выпускник Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Дмитрий Костыгин, по его собственному признанию, начинал предпринимательский путь с торговли джинсами и кроссовками на вокзалах. Одновременно он занимался продажей поясов для похудения на мелких рынках. Затем в его жизни состоялось судьбоносное знакомство с Августом Мейером — наследником Midwest Television и финансовой компании First Busey. Так совпало, что в самом начале этого длительного партнерства инвестора для "Ленты" искал Олег Жеребцов. У него Мейер как раз решил купить пакет компании, а Костыгин за участие в сделке получил 6% акций сети.
Совместное ведение бизнеса привело к громкому акционерному спору. В результате конфликта Август Мейер и миноритарии продали 40% акций сети за $1 млрд. Получив деньги, давние партнеры начали инвестировать сразу в несколько розничных активов. Костыгин и Мейер стали совладельцами "Рив Гош", "Улыбки радуги", "Юлмарта", "Оптоклуба "Ряды", "Кондитерского объединения "Любимый край". Лично Дмитрию Костыгину стали принадлежать ГК "РозТех" (бренды "Дикая орхидея", "Бюстье", "Дефиле") и Obuv.com.
В октября 2017 года Следственный комитет предъявил обвинение Дмитрию Костыгину. Дело было заведено по заявлению Сбербанка. По версии следствия, при заключении с банком кредитного договора на 1 млрд рублей бизнесмен представил ложные сведения о финансовом состоянии "Юлмарта" и не сообщил о наличии у него просроченных обязательств перед другими кредиторами. С тех пор Костыгин успел побывать под домашним арестом, выйти на свободу и снова угодить под домашний арест. Условия заключения Костыгина оказались несравненно легче тому, что пришлось испытать Михаилу Мирилашвили, отсидевшему в настоящей колонии. Бизнесмен, к примеру, имел право по будням посещать место работы и выполнять свои трудовые обязанности.
На фоне уголовного преследования сложная ситуация развивалась вокруг "Юлмарта", который в феврале 2018 года выбыл из рейтинга 20 самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes. В прошлогоднем исследовании компания занимала 7-е место, ее стоимость оценивалась в $236 млн. Однако за минувший год "Юлмарт" прекратил работу в некоторых регионах и начал переоформлять бизнес на другие юридические лица.
На одном из последних судебных заседаний Костыгин заявил, что выручка интернет-ретейлера за прошлый год составила 29,5 млрд рублей. По сравнению с 2016 годом оборот компании снизился на 40%. Как ранее писал "ДП", по данным арбитража, с 11 октября по 20 ноября 2017 года к юрлицам "Юлмарта" (НАО "Юлмарт", "Юлмарт РСК", "Юлмарт ПЗК" и др.) поставщики и подрядчики подали более 30 исков на общую сумму около 360 млн рублей.
В январе 2018 года стало известно, что сеть Obuv.com уходит с рынка. Однако этот процесс продолжался постепенно на протяжении 2 лет, когда компания закрывала магазины в регионах, Петербурге и Москве. В 2016 году, еще до начала расследования дела о кредитном мошенничестве, выручка компании сократилась с 2,1 млрд рублей до 194 млн рублей, а чистый убыток, по данным СПАРК, составил 558 млн рублей. Сама компания "Обувь ком" с апреля 2016 года проходила процедуру банкротства по иску ООО "Осташково". К продавцу обуви было подано более 30 исков на общую сумму 344 млн рублей. В декабре 2017 года имущество бизнес-структуры было продано на торгах.
Каких-либо глобальных потрясений другие активы Костыгина не пережили. Так, кондитерское объединение "Любимый край" за прошлый год нарастило выручку почти на 12%, до 2,3 млрд рублей. Объем продаж вырос за год на 30%, до 23,2 тыс. тонн. Выручка сети магазинов косметики “Рив Гош” выросла по итогам 2017 года примерно на 10%. Число магазинов сети превысило 250 точек. Выручка компании "БигБокс", которая развивает торговую сеть "Оптоклуб "Ряды", в 2017 году увеличилась в 2,1 раза, до 5,4 млрд рублей. Показатель без учета новых магазинов по сравнению с 2016 годом вырос на 79%.
В 2016 году Дмитрий Костыгин занимал 35-е место в рейтинге "ДП" с состоянием почти 30 млрд рублей. Сейчас он опустился на 49-ю строчку, его активы теперь оцениваются в 25 млрд рублей.

Дмитрий Михальченко

В 2015 году гендиректор холдинговой компании "Форум" Дмитрий Михальченко входил в тройку лучших топ-менеджеров Петербурга и располагался на 46-й строчке в рейтинге миллиардеров "ДП" с состоянием в 18 млрд рублей. Спустя год его задержали по уголовному делу о контрабанде алкоголя. По версии следствия, Михальченко организовал незаконный ввоз в Россию дорогих вин и других элитных напитков.
ХК "Форум", совладельцем которой до своего ареста был Дмитрий Михальченко, объединяла компании "БалтСтрой", Прядильно-ниточный комбинат им. Кирова, порт Бронка, завод "Измерон". В ресторанные активы входили паназиатский Buddha–Bar, итальянский Il Lago dei Cigni, китайский Tse Fung и сеть общепита на вокзалах.
Как стало известно "ДП", в конце 2017–го все юрлица группы, согласно ЕГРЮЛ, кроме кафе на вокзалах, начали переходить в оперативную собственность других структур. Все ключевые проекты бизнес-империи прошли реорганизацию, управляющие функции достались ООО "Бронка Групп".
По итогам последних структурных преобразований Дмитрий Михальченко лишился активов стоимостью около 12 млрд рублей. В холдинге остались лишь проекты, связанные с вокзальным бизнесом, а также ОАО "Прядильно–ниточный комбинат им. С.М. Кирова". Сейчас состояние Михальченко оценивается в 1,6 млрд рублей. В рейтинге миллиардеров он упал на 258-е место. По мнению опрошенных "ДП" экспертов, предприниматель мог согласиться передать бизнес в обмен на смягчение приговора.

Александр Гительсон

Будущий основатель "Восточно-Европейской финансовой корпорации" (ВЕФК) окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения. Недолго проработав на Заводе турбинных лопаток, он занялся активной коммерческой деятельностью, создал и возглавил ряд крупных компаний (банк "Петровский", Петро-Аэро-Банк). Он также взял под свой контроль Инкасбанк и Рускобанк.
В конце 2003 года Гительсон сосредоточился на ВЕФК, в которой занял пост президента. К 2004 году в состав корпорации вошли Выборг–банк и Уральский трастовый банк, в 2006 году — региональные структуры МДМ–Банка, переименованные в банк ВЕФК и банк "ВЕФК–Урал", а также сибирский банк из семейства ВТБ, ставший банком "ВЕФК–Сибирь".
Перед уголовным преследованием он занимал 180-е место в рейтинге российских миллиардеров, составленном журналом "Финанс", с состоянием 12,3 млрд рублей. Мировой финансовый кризис подкосил корпорацию, в октябре 2018 года компания перестала выплачивать деньги вкладчикам. Вскоре Банк России выпустил распоряжение о мерах по санации ВЕФК. В состав инвесторов были введены Номос-банк и ФК "Открытие", инвестировавшие по 2,5 млрд рублей в основной капитал, еще 15 млрд рублей на оздоровление кредитного учреждения будут перечислены за счет государства.
Гительсона задержали в 2009 году по уголовному делу "о присвоении или растрате". Согласно материалам расследования, бывшие сотрудники банка и его владелец подозревались в присвоении почти 900 млн рублей. Под арестом Гительсону удавалось сохранять контроль над небанковскими активами. В частности, он продолжал управлять Пролетарским заводом, когда акции предприятия в 2009 году выкупили у Александровских заводов и Энергетической корпорации компании ООО "Собственникъ" и ООО "Инвест паритет", также контролирующиеся офшорами обвиняемого.
В апреле 2010 года Гительсон вышел из СИЗО, но уже через несколько месяцев его привлекли к новому делу, обвинив в пропаже 1,88 млрд рублей бюджетных средств Ленобласти из Инкасбанка. Одновременно с этим предпринимателю предъявили обвинение по статье "Мошенничество". Депутат Госдумы Аднан Музыкаев тогда заявлял, что Гительсон занял у него 500 млн рублей и не вернул.
Опальный банкир нарушил подписку о невыезде и эмигрировал. Благодаря стечению обстоятельств (сигнал SOS с его яхты во время шторма привел к нему следователей) Гительсона удалось найти. Его экстрадировали в Россию и осудили по делу банка ВЕФК на 5 лет 2 месяца колонии, добавив срок за хищение 1,8 млрд рублей из бюджета Ленобласти.
Длительные судебные споры завершились в апреле 2016 года, когда арбитраж признал Гительсона банкротом. Согласно приложенной описи, у бывшего банкира отсутствовало какое-либо движимое или недвижимое имущество. Тем не менее разбирательство по долгам Инкасбанка продолжилось. В марте 2018 года Гительсона привлекли к субсидиарной ответственности на 11 млрд рублей.
Приключения Гительсона на этом не закончились. После выхода на свободу бизнесмена опять арестовали. На этот раз заочно — по новому уголовному делу о хищении из ВЕФК. Следствие полагает, что он вместе с заместителем председателя правления банка Иваном Бибиновым вывел из кредитной организации более 20 млрд рублей.

Валерий Израйлит

Выпускник Ленинградского горного института им. Г.В. Плеханова Валерий Израйлит был задержан оперативниками ФСБ по уголовному делу о мошенничестве и отмывании денег зимой 2016 года. Он обвиняется в хищении 1,5 млрд рублей, выделенных на развитие порта Усть-Луга в Ленинградской области. По основной версии следствия, деньги направлялись в офшоры через подставные компании, ущерб порту при этом оценивается в 93 млн рублей.
На момент задержания бизнесмен уже более 15 лет возглавлял ОАО "Компания Усть Луга", которое было создано для строительства морского порта на Лужской губе. Инвесторами проекта выступали "Транснефть" и структуры миллиардера Геннадия Тимченко. "Усть-Луга", как управляющая компания государственно-частного партнерства, считалась главным активом и основным бизнесом Валерия Израйлита. В 2011 году его состояние оценивалось в 1,7 млрд рублей.
Эксперты "ДП" связывали претензии силовиков к предпринимателю с уголовным преследованием бенефициара порта Бронка Дмитрия Михальченко. Несмотря на сгущающиеся тучи, Израйлит развивал бизнес. Так, АО "Усть-Лужский индустриальный парк", принадлежащее ОАО "Компания "Усть-Луга", незадолго до задержания презентовало свой проект по созданию индустриального парка, чиновники одобряли этот проект.
Через 1,5 года после ареста имущество основного актива Израйлита, ОАО "Транспортно-логистический комплекс" (терминал в порту Усть–Луга, а также права на аренду земельных участков), было выставлено на торги за 10,3 млрд рублей. Из–за просроченной задолженности по кредитам Сбербанка на сумму 5,2 млрд рублей ТЛК оказался в банкротстве, процесс ликвидации начался 17 ноября 2017 года. Один из собеседников "ДП" тогда пояснял, что накануне ареста Израйлит смог договориться с кредиторами о реструктуризации задолженности. Но после задержания все договоренности рухнули, и за взыскание долгов активно принялось ООО "Грос Ритейл".
В апреле 2018 года Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области признал Израйлита банкротом по иску Балтинвестбанка. Такое решение было принято из-за долга в 235 млн рублей.