Креатив на стороне. Непрофильные творческие проекты бизнесменов

Автор фото: Сергей Ермохин

Творческие кластеры и пространства в большинстве своем открывают люди так или иначе связанные с искусством. А еще часто бывает, что арт-пространства являются основным бизнесом его владельцев. "ДП" же наоборот решил собрать примеры, когда предприниматели, не связанные с творчеством, решили открыть сторонние креативные проекты.

Исследователи ИТМО насчитали в Петербурге 183 креативных пространства (Knight Frank Spb приводит данные в 60), а общий объем рынка составляет 900 млн рублей. Кто-то действительно зарабатывает на этом стремительно развивающемся рынке и специализируется только на нем (например, компания BS Art Development Group, которая владеет популярными "Голицин Лофт", "Флигелем", "Третьим кластером" и т.д.). А вот бизнесменов, которые просто решили открыть сторонний творческий проект, можно пересчитать по пальцам.

Марина Варварина – "Эрарта"

"Эрарта-сцена" 30 июня проведет прощальный фестиваль. Площадка прекращает свою деятельность, потому что приносит музею "Эрарта" убытки, а посещаемость упала до 14% от общего числа посетителей.
"Эрарта" - среди современных творческих проектов Петербурга, который был основан Мариной Варвариной, вдовой убитого в 2000 году бизнесмена Дмитрия Варварина, бизнес–партнера миллиардера Александра Евневича.
Сейчас это крупнейший в России частный музей современного искусства, инвестиции в который оценивается в несколько десятков миллионов долларов. В основе музея также лежит собственная коллекция Марины Варвариной.
Музей "Эрарта"
Автор: Сергей Коньков

Роман Абрамович и Дарья Жукова – "Новая Голландия"

В 2010 года Роман Абрамович решил вложить $400 млн в реконструкцию на территории рукотворного острова Новая Голландия. Склады и постройки острова в течение нескольких лет превращали в комплекс с галереями, ресторанами и пространствами для творчества. Концепцию и архитектуру проекта отдали НКО "Айрис", принадлежащему бывшей жене миллиардера Дарьи Жуковой.
Дарья Жукова известна своей любовью к искусству, чего стоит один ее арт-проект "Гараж".
"Новая Голландия"
Автор: Антон Ваганов

Андрей Лушников – "Бенуа 1890"

Участник рейтинга миллиардеров "ДП", председатель совета директоров ГК "БестЪ", Андрей Лушников в 2011 году открыл культурный центр "Бенуа 1890" в историческом здании фермы известнейшего архитектора Российской империи Юлия Бенуа.
До того, как ферму приобрел ГК "БестЪ", здания на ее территории находились в плачевном состоянии. Например, в 2006 году там сгорел бывший коровник, в котором находился магазин и с тех пор его не восстанавливали.
Сейчас в "Бенуа 1890" занимаются образовательными и творческими проектами, здесь проходят выставки и фестивали и есть детская Школа Бенуа.
"Школа Бенуа"
Автор: Сергей Ермохин

Мария и Николай Евневичи - "Максидом"

Члена совета директоров компании "Максидом" Мария Евневич и директор по развитию Николай Евневич в 2017 году объявили, что гипермаркет построит творческий кластер на участке земли на Васильевском острове. Кластер будет находиться в стенах бывшего завода им. Калинина и будет включать в себя кафе, парковую зону, велодорожки и офисы. Идея заключается в том, что предприниматели хотят создать вторую "Новую Голландию" вокруг нового "Максидома", чтобы создать комфортные условия для клиентов и привлекать покупателей.
Завод им. Калинина
Автор: Андрей Кульгун

Кирилл Соловейчик – "Ленполиграфмаш"

В 2013 году глава "Ленполиграфмаша" Кирилл Соловейчик объявил, что будет привлекать на территорию завода представителей креативного кластера и выделит для этого площадь в 20 тыс. м2.
Творческое пространство там позднее действительно появилось – в 2014 году в один из корпусов переехал кластер Contour Family. В его рамках работал хостел, открытая крыша для вечеринок, бары и магазины, проводились лекции и кинопоказы.
Но в 2016 году "Ленполиграфмаш" расторг договоры с некоторыми арендаторами по причине задолженностей за аренду и лофт постепенно распался.
территория предприятия "Ленполиграфмаш"
Автор: Антон Ваганов

Аслан Чехоев – "Новый музей"

"Новый музей" был открыт бывшим заместителем генерального директора по инвестициям ОАО "МРСК Северо-Запада" Асланом Чехоевым. Это был первый частный музей современного искусства в Петербурге (вторым стала "Эрарта").
Чехоев славился как большой ценитель искусства и коллекционер, поэтому его личное собрание коллекций и стало основой музейной экспозиции. Произведения в коллекцию "Нового музея" приобретаются в мастерских художников, в галереях, на аукционах, включая известные — лондонские "Сотбис", "Кристи", "Макдугл".
В 2016 году бизнесмен скончался, но музей все еще продолжает свою работу и проводит культурные мероприятия.
Реставрация силовой подстанции фабрикик "Красное знамя"
Автор: Сергей Ермохин

Игорь Бурдинский – "Красное знамя"

В 2012 году экс-владелец бывшего завода  Игорь Бурдинский хотел реализовать на его территории одноименное культурное пространство. К разработке концепции Бурдинский привлек две зарубежные студии - немецкую Kramm & Strigl и британскую Дэвида Чипперфильда. Идея даже нашла поддержку у главы Эрмитажа Михаила Пиотровского, потому что Бурдинский планировал разместить в одном из зданий завода центр современного искусства. Вложения в проект оценивались в $150-200 млн.
Однако Бурдинский так и не нашел соинвесторов и был признан банкротом в том же году. Было принято решение продать завод за долги его владельца. В 2014 году "Красное знамя" был выставлен на торги Российского аукционного дома. В конце концов его приобрела ГК "Балтийская коммерция".
Аслан Чехоев на открытии выставки "Беспутные праведники"
Автор: Павел Долганов