Зубной бум. В каких направлениях будет развиваться рынок стоматологических услуг в Петербурге

Автор фото: Global Look Press

Рынок стоматологических услуг в ближайшие годы будет развиваться за счет эстетической и детской стоматологии. Пока же показатель роста находится на уровне инфляции.

По оценке экспертов, рынок стоматологических услуг в Петербурге вырос за прошлый год примерно на 3% за счет инфляции и составил около 10 млрд рублей. При этом у некоторых крупных игроков выручка увеличивалась более динамично, чем средний показатель по отрасли.
Так, у ГК "Меди" выручка увеличилась на 4%. Рост связан с открытием новой клиники "МЕДИ на Академической", где оказываются стоматологические услуги, а также работают отделения семейной и эстетической медицины. "В этом году мы также завершили реконструкцию клиники на Московском проспекте и рассматриваем возможность строительства новых центров в других городах", — говорит управляющая ГК "Меди" Марина Касумова.
У другого игрока рынка, сети "Интан", оборот за 2017 год вырос значительней — на 18%. По мнению генерального директора компании Ирины Сапожникас, выручка увеличилась благодаря нескольким факторам. Так, "Интан" в прошлом году открыл семь новых центров в Петербурге. "За счет внедрения новых технологий по протезированию и сотрудничества с рядом зуботехнических лабораторий мы стараемся предложить клиентам современные системы протезирования по доступным ценам", — говорит Ирина Сапожникас. Именно с этим она связывает рост оборота компании.
Кроме того, "Интан" в августе этого года открывает центр челюстно–лицевой хирургии на базе действующей клиники на Большой Пороховской улице. Инвестиции в его открытие составили около 20 млн рублей. В новом центре будут проводиться все хирургические вмешательства, которые выполняют стоматологи–имплантологи: хирургическое исправление прикуса, удаление новообразований и другие операции.

Расширение спектра услуг

У другого игрока рынка, сети "Праймед", оборот вырос на 15% за счет продвижения и оптимизации бизнес–процессов. Речь идет об автоматизации процессов, внедрении crm–системы, максимальном отказе от бумажного документооборота, а также оптимизации управляющей компании, говорит генеральный директор компании Сергей Лобанов.
В этом году "Праймед" открыл специализированный детский центр Primed Kids, где наряду с традиционной детской и взрослой стоматологией работают сопутствующие специалисты: педиатры, отоларингологи, логопеды, анестезиологи.
Более широкий спектр специалистов помогает решать проблемы, связанные не только со стоматологическими заболеваниями, но и с сопутствующими болезнями (лор–патологиями и др.).

Бюджетная улыбка

Эксперты называют одной из основных тенденций рынка снижение платежеспособности клиентов. Они все чаще выбирают бюджетные варианты лечения, активно пользуются акциями, которые предлагают клиники. Сыграло свою роль и подорожание материалов для стоматологического лечения. Рост составил, по некоторым оценкам, не более 10%. В связи с этим новые стоматологические клиники медленнее набирают обороты, развиваться им сложнее, чем несколько лет назад, отмечают эксперты.
Эксперты прогнозируют: в ближайшие годы качественная штучная стоматология будет значительно проигрывать стоматологическим "фабрикам пешей доступности" за счет того, что у тех есть дешевая рабочая сила и они используют более дешевые материалы. Произойдет переток клиентов стоматологических компаний среднего сегмента в сегмент эконом. Правда, пациенты из премиум–сегмента, скорее всего, никуда не перейдут, прогнозирует владелец сети "Клиника доброго стоматолога" Эмиль Агаджанян.
Участники рынка предвидят развитие сегмента эстетической стоматологии (отбеливание, эстетическая ортодонтия). Востребованы такие направления, как ортодонтия и хирургия, в том числе имплантация, отмечает Ирина Сапожникас. При этом растет спрос на инновационные технологии: лечение под микроскопом, цифровое 3D–моделирование зуботехнических конструкций, добавляет Марина Касумова.

Фокус на детях

По мнению Эмиля Агаджаняна, наибольший рост покажет сегмент детской стоматологии. Поскольку большинство родителей уже понимают, что у детей нужно лечить даже молочные зубы.
Наиболее востребованной услугой в детской стоматологии является ортодонтия, лечение под азотно–кислородной седацией, которая позволяет сделать посещение стоматолога максимально комфортным. Также востребованы программы профилактики, отмечают в ГК "Меди". При этом рынок стоматологии перегрет: количество действующих клиник очень велико. Увеличилось и количество вузов, выпускающих стоматологов.
Все эти факторы приводят к демпингу на рынке труда. Студенты часто готовы работать первые 2–3 года за копейки — все ради того, чтобы приобрести опыт, добавляет Эмиль Агаджарян.
Рынок стоматологии в Петербурге насыщен, конкуренция высока, и выход новых игроков даже в эконом-сегменте очень сложен. Требуются большие затраты на первоначальную закупку оборудования, чтобы конкурировать с лидерами, убеждена Марина Касумова.