Дали зеленый свет. Градсовет Ленобласти согласовал проект планировки ТПУ “Кудрово”

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Власти Ленобласти согласовали проект планировки территорий транспортно-пересадочного узла "Кудрово". Решение было принято в среду, 27 июня, на градостроительном совете региона. Несмотря на положительное решение в пользу ТПУ, к проекту имеется ряд вопросов, которые разработчикам необходимо устранить.

Предварительная стоимость проекта оценивается в 7,6 млрд рублей. По данным дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти, работы на объекте начнутся в 2021 году. Транспортно-пересадочный узел планируют построить на границе Кудрово и Свердловского городского поселения, рядом с автодорогой М-18 "Кола" и гипермаркетом "Мега Дыбенко". Площадь участка составляет 8,12 га.
По задумке авторов, ТПУ объединит в себе станцию метро, стоянку для маршруток, автовокзал, а также перехватывающую парковку на 2,2 тыс. мест и три автостоянки на 340 мест. Кроме того, на территории появятся коммерческие помещения.

Метро, трамвай и дороги

В феврале 2017 года градсовет отправил на доработку предыдущий проект планировки транспортно-пересадочного узла. "Мы не увидели в эскизе того, как дорожная сеть увязана с железной дорогой. Кроме того, надо провести зонирование всех частей ТПУ — и железнодорожной станции, и автовокзала", — пояснил тогда зампредседателя правительства Ленобласти Михаил Москвин.
Сегодня при рассмотрении проекта планировки у членов градсовета появилось несколько замечаний, например, речь зашла о подключении к водоснабжению зданий. Существенным замечанием оказалось отсутствие месторасположения будущей станции “Кудрово”. По словам зампредседателя правительства Ленобласти Михаила Москвина, у проекта отсутствуют технические условия подключения к трассе “Кола”, а также есть проблемы из-за того, что “Мега Дыбенко” планирует построить развязку недалеко от участка ТПУ.  Стоимость строительства новой транспортной сети оценивается в 700 млн рублей.
“Сейчас есть два проекта территорий. Сегодня просто отсутствует Центральная улица на участке от улицы Строителей (от предполагаемого ТПУ) до трассы “Кола”, участка просто нет. Жителям приходится через дороги “Мега Дыбенко” выезжать на трассу. Надо построить продолжение Центральной улицы. Загвоздка в утверждении планировки территорий. “Мега” делает проект планировки в своих целях, ТПУ делается в целях жителях. Эти проекты нужно постараться соединить”, — рассказал Москвин.
Работы по строительству ТПУ планируют проводить в несколько этапов. Первым станет развитие дорожной инфраструктуры. Например, речь идет о строительстве второй очереди развязки Р-21, которая поможет обеспечить транспортное сообщение Кудрово с Мурманским шоссе.
"Материалами настоящего проекта планировки предлагается строительство линии трамвая от станции метро "Улица Дыбенко" до деревни Новосаратовка. По мысли авторов, реализация данного проектного решения предполагает реконструкцию существующего перекрестка проспекта Солидарности и улицы Дыбенко с учетом строительства трамвайного путепровода через железнодорожные пути Октябрьской железной дороги в створе улицы Дыбенко", — рассказали в пресс-службе правительства Ленобласти.
Ранее начальник управления по транспорту Ленобласти Павел Постовалов сообщал, что ТПУ в Кудрово запустят через 2 года после открытия одноименной станции метро.
"Ленинградская область выполнит разработку проекта планировки и межевания территории линейного объекта (линии метрополитена), включая станцию, вентиляционные шахты и электродепо. Согласно техническому заданию, проектные работы должны начаться в 2021 году, а в 2025 году вестибюль станции должен распахнуть свои двери для пассажиров", — отметил Постовалов. Он добавил, что ТПУ сможет обслуживать более 20 тыс. пассажиров ежедневно.
По данным властей Ленобласти, среднесуточный пассажиропоток на станции метро "Кудрово" составит 147 тыс. человек, а к 2030 году среднегодовой показатель дойдет почти до 28 млн человек. Также  чиновники прогнозируют, что к 2030 году пассажиропоток местных, городских и пригородных автобусов будет равен 13 млн человек в год.

Почему Кудрово?

В начале июня депутат петербургского ЗС Александр Рассудов обратился к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой не откладывать сроки строительства новых станций в городе ради метро в Кудрово.
"Ко мне обратилась инициативная группа жителей Красносельского района Петербурга, возмущенных очередным переносом сроков завершения строительства станций Красносельско-Калининской линии", — сказано в тексте запроса.
Парламентарий ссылался на публикацию в "Деловом Петербурге", посвященную взаимным претензиям Дирекции транспортного строительства и ОАО "Метрострой" из-за финансирования и приемки работ по строительству станций "Беговая" и "Новокрестовская". По словам Рассудова, возникшие проблемы заставляют сомневаться в качественном планировании развития петербургского метрополитена.
Позже Георгий Полтавченко пояснил, почему Кудрово получит станции метро раньше Кировского и Красносельского районов. Губернатор заявил, что приоритетов у города нет и все направления метро развиваются параллельно.
"Отличие указанных реализации участка Красносельско-Калининской линии метрополитена от станции "Казаковская" до станции "Сосновая поляна" и участка Лахтинско-Правобережной линии от станции "Улица Дыбенко" до станции "Кудрово" с электродепо "Правобережное" обусловлено объемом строительно-монтажных работ, выполняемых на данных линиях, в том числе количеством станций, входящих в состав строительства объектов, и длиной линий метрополитена", — сказано в ответе губернатора.
Полтавченко также пояснил, почему Петербург готов тратить деньги на станции метро в Кудрово.
"Жители Кудрово в основном являются трудовыми и учебными резидентами Санкт-Петербурга, что создает значительную маятниковую миграцию в санкт-петербургской агломерации", — отметил губернатор.
Губернатор добавил, что из-за активного жилищного строительства и критической транспортной обстановки в направлении улицы Дыбенко, Народной улицы и проспекта Большевиков власти решили развивать участок Лахтинско-Правобережной линии метро от станции "Улица Дыбенко" до станции "Кудрово".
8 мая 2018 года комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Петербурга объявил два конкурса на разработку проекта строительства участка Лахтинско-Правобережной линии метрополитена от станции "Улица Дыбенко" до станции "Кудрово" и электродепо "Правобережное". Подрядчика должны были определить 23 мая. Общая стоимость двух контрактов составляла 45 млн рублей.
После этого власти отменили оба конкурса на строительство объектов метрополитена. КРТИ принял решение объединить конкурсы на строительство станции метро "Кудрово" и депо "Правобережное". По данным чиновников, стоимость проекта и сроки работ изменять не планируют.
"Данное решение комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга возникло после дополнительной проработки вопроса продолжения Лахтинско-Правобережной линии метрополитена от станции "Улица Дыбенко" до станции "Кудрово", — пояснили в КРТИ. В комитете добавили, что разделение проектов может привести к срыву сроков работы.
“Пока нет станции метро, ни один инвестор туда не придет. Территория без метро не представляет коммерческой привлекательности, как при наличии метро. Когда будет стадия реализация строительства, я думаю, мы получим очередь из инвесторов”, — рассказал Москвин.

Другие ТПУ

Кроме строительства пересадочного узла в Кудрово, власти Ленобласти планируют создать ТПУ “Девяткино” недалеко от Муринской развязки. Регион уже подписал соглашение с челябинской компанией “Первая транспортная корпорация” на ПМЭФ-2018.  
Концепция проекта предусматривает концессионное соглашение. Ориентировочные затраты на создание первой очереди ТПУ "Девяткино" составляют 405 млн рублей. По предварительным оценкам, вокзал в Девяткино может появиться уже в 2019 году, в целом проект обещают завершить в 2021 году.
В Петербурге планируют построить два автовокзала: “Северный” и “Южный”. Начать решили с южного участка, потому что в этом направлении наибольший пассажиропоток междугородних и международных автобусных перевозок.
План реализации проекта ТПУ "Южный" включает работы по строительству линии скоростного трамвая станция "Южная" — Колпино. Уже проведены процедуры на разработку конкурсной документации. Окончание строительства линии запланировано на 2021 год. С учетом сроков строительства объектов постоянной и временной инфраструктуры в районе станции метро "Южная" функционирование ТПУ начнется с 2022 года.
Как стало известно в апреле 2018 года, строительство нового автовокзала "Южный" возле станции метро "Купчино" оценили в 4,1 млрд рублей. Это более чем в 8 раз превышает первоначальную смету. Новую сумму назвала председатель комитета по инвестициям Ирина Бабюк на инвестиционном совете при губернаторе Петербурга.