Владельцы частных АЗС предложили властям выкупить их бизнес из-за банкротства

Автор фото: Максим Григорьев/ТАСС
Участники митинга оппозиции "За свободную Россию без репрессий и произвола" на проспекте Академика Сахарова.
Правительство РФ должно объявить о программе выкупа независимых АЗС в стране, которым угрожает банкротство из-за налогового маневра властей, заявил глава Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов на круглом столе о проблемах топливного рынка в Торгово-промышленной палате.
"Если стране не нужны независимые АЗС, пусть правительство формирует программу их выкупа", — сказал Баженов (цитата по РБК). По его словам, из-за разницы в цене в 2 рубля на литр топлива независимые АЗС уже потеряли клиентов, которые предпочитают заправляться на заправках, принадлежащих крупным нефтяным компаниям, способным удерживать более низкие цены.
Для того чтобы не допустить банкротства малых АЗС, власти, по мнению Баженова, могут отпустить розничные цены на топливо и взять на себя ответственность за наполнение оптового рынка либо перейти к непосредственному регулированию цен на топливо "по всей цепочке". "Однако эта система нерыночна и неэффективна в долгосрочной перспективе", — отметил глава НТС.
Представитель независимых АЗС в Саратовской области GP Vympel заявила, что заправки этой сети могут закрыться примерно через месяц. "20 АЗС по области уже не работают. Причина: диспаритет розничных и оптовых цен и убытки 3-5 рублей на литре", — рассказала она.
Глава правления "Совета по товарным рынкам" (объединяет независимых трейдеров топлива) Максим Дьяченко уверен, что выходом из кризиса могло бы стать обязательство крупных нефтяных компаний оказывать небольшим частным АЗС услуги по хранению топлива. По его словам, это позволяло бы независимым АЗС накапливать запасы на низких оптовых ценах, хеджируя свои риски и устраняя риски дефицита топлива.
Ранее НТС в своем обращении к правительству подсчитал, что под угрозой банкротства находятся 60% (или 15 тыс.) независимых АЗС. В случае их ухода с рынка наступит окончательная монополизация рынка и произойдет рост цен на бензин до 100 рублей за литр в течение года. Согласно расчетам НТС, бюджет из-за закрытия независимых АЗС в год может недополучить 165 млн рублей налогов. При этом увеличатся бюджетные затраты на выплаты сотрудникам обанкротившихся предприятий — на 7 млн рублей в месяц, привел оценку союза Баженов.
Для решения проблемы в НТС предлагали отпустить розничную цену на бензин либо "в качестве экстренной меры" включить режим ручного управления в оптовом сегменте, чтобы обеспечить "адекватную" доходность для независимых сетей. В долгосрочной перспективе участники НТС предлагают провести системную реформу российского топливного рынка, радикально увеличив объемы обязательной биржевой торговли — до 25% от производства дизтоплива и до 50% — бензина (сейчас на бирже крупные компании должны продавать не менее 5% дизтоплива и 10% бензина).
Накануне Союз транспортников России направил президенту Владимиру Путину письмо с просьбой просчитать последствия роста цен на топливо для транспортных компаний, нефтяников и представителей других отраслей. Участники рынка просят совместно найти оптимальный выход из ситуации, чтобы остановить бензиновый кризис. Ранее с подобным предложением к премьер-министру Дмитрию Медведева обращался Российский топливный союз (РТС). В организации просили дать поручение, чтобы обеспечить справедливые цены на оптовом и розничном рынках моторного топлива.
Цены на бензин начали резко расти в последний месяц весны. По данным Росстата, за май они поднялись на 5,6% по сравнению с апрелем, с начала года — на 7,2% при общей инфляции 1,7%. Чтобы остановить рост цен, правительство решило снизить акцизы на бензин и дизельное топливо, а нефтяные компании договорились не повышать розничные цены. В июне подорожание бензина замедлилось. Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что цены на бензин стабилизировались.