В "Билайне" заявили, что отказ от безлимиток вернул рынок мобильной связи к росту

Автор фото: Тихонов Михаил

В "Билайне" подвели итог: рынок мобильной связи вырос в прошлом году из-за отмены операторами безлимитных тарифов на Интернет. Продажи новых SIM-карт резко сократились, ведь самыми выгодными тарифами оказались архивные.

"В 2017 году рынок мобильной связи в России вырос на 3,4% к прошлому году, и это стало сильнейшим ростом с 2013-го", — подчеркивает "ВымпелКом" (бренд "Билайн") в своем главном аналитическом отчете, выпускаемом раз в год. Автором текста значится Александр Поповский, исполнительный вице-президент ПАО "ВымпелКом" по корпоративной стратегии и развитию бизнеса. Он обращает внимание, что основным фактором разворота рынка к росту стало повышение показателя ARPU (средний счет абонента).
"Реальной и главной причиной возврата рынка к росту мы считаем прекращение продаж безлимитных тарифных планов", — заявляет Александр Поповский. По его словам, массовые продажи безлимитных тарифов привели к чувствительному падению доходов операторов в III и IV кварталах 2016 года — это было подобно холодному душу. И уже в I квартале 2017-го вслед за Yota и "МегаФоном" (Yota — часть "МегаФона") от безлимитов отказались "Билайн" и МТС, напоминает эксперт. Одновременно операторы переориентировались на пакетные тарифные планы.
Увеличение среднего счета происходило параллельно с уменьшением перебежек абонентов от одного оператора к другому, от старого тарифа к более экономному. В 2017 году продажи SIM-карт в России составили 90 с небольшим миллионов штук против более чем 100 млн в 2016-м, а в 2018-м сокращение продаж продолжится, прогнозирует Поповский. Все дело в том, что искать выгоду стало бессмысленно.
"В прошлом году выгоднее всего было не менять оператора и тариф, поскольку новые предложения были зачастую не такими привлекательными, как некоторые архивные тарифные планы", — признает Александр Поповский.
Совсем недавно один из редакторов отраслевых СМИ в сфере телекома и IT на своей странице в Facebook рассказывал, как операторы переводят абонентов с одного тарифа на другой, на примере собственной пожилой родственницы. В исходном варианте у пенсионерки есть кнопочный телефон, нулевое потребление Интернета, редкие звонки и SMS. Типичный профиль потребления для такой категории абонентов. "Буквально на днях ей пришла SMS от оператора <…> с сообщением, что ее тариф <…> вдруг резко устарел и будет закрыт. И — внимание! — оператор подберет для нее другой подходящий тариф", — передает подробности автор. Далее абонента переводят на тариф, где в самой дешевой версии в пакет включены 7 Гб мобильного Интернета, хотя в ассортименте оператора есть гораздо более экономные варианты для клиента, который даже не имеет возможности этим трафиком воспользоваться (конечно, все данные о моделях пользовательских устройств у операторов есть).
Так что отраслевые аналитики согласны, что свою роль в повышении операторских доходов сыграло закрытие безлимиток, но главное — то, как этот процесс был проведен, подсказывают эксперты.
"Был не только отказ от безлимиток, но были и повышения (цен — Ред.), и переводы с архивных тарифов на более дорогостоящие", — уточняет глава аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.
"Операторы уже не ведут ценовые войны, потому что рынок мобильной связи устаканивается", — добавляют в AC&M-Consulting.
Мобильные операторы в течение ряда лет страдают от того, что пропускают слишком много трафика и слишком мало от него получают — сливки снимают владельцы ОТТ-сервисов (мессенджеры, соцсети, онлайн-кинотеатры и прочее). Связисты пробовали сами делать такие сервисы, пытались подчинить мессенджеры. Теперь, по крайней мере, трафик под контролем.
"Показалось солнышко <…> Доходы снова стали расти вместе с трафиком", — успокоительно сообщает Александр Поповский.