Азарт в мобильном формате. В чем секрет популярности "Клевера" и его братьев

Facebook объявил, что планирует запустить сервис, с помощью которого можно будет создавать свои собственные онлайн-викторины. Бизнес-партнеры компании на основе этой платформы смогут проводить трансляции с играми, где пользователи, угадывая правильный ответ, будут выигрывать денежные призы.

Онлайн-викторины за этот год стали чрезвычайно популярны. Сейчас количество скачиваний подобных приложений исчисляется миллионами, а вести их приглашают популярных телеведущих и комиков. Особую любовь они приобрели в США и Китае, а их российский аналог "Клевер" выбился в топы App Store и Google Play буквально за пару недель после своего запуска. "ДП" разбирался, удается ли пользователям таких приложений хоть что-то заработать и как азартные шоу переместились из телевизора в Интернет.

Угадай мелодию

Бизнес-партнерами Facebook по продвижению собственных викторин станут три крупные медиакорпорации США – Business Insider, BuzzFeed и Fresno.
Insider запустит ежедневное шоу Confetti, где пользователи будут отвечать на вопросы о современной поп-культуре. В шоу можно будет приглашать друзей, которые смогут видеть в процессе игры результаты друг друга, а денежный приз можно будет поделить между собой. Buzzfeed запустит социальное шоу Outside Your Bubble, где участники онлайн должны будут переступить через свои собственные границы (выйти из своего "пузыря", как пишет Facebook) и угадать намерения своего противника. Fresno предложит своим зрителям поиграть в угадывание содержимого закрытой коробки. За правильные предположения их, естественно, ждут денежные призы.
Еще совсем недавно подобные форматы были хлебом и солью телевизионных каналов, но теперь азартные шоу перетекают в Интернет, который, похоже, становится не "убийцей" телевизора, а его заменой.

Как зарабатывают на азартных людях

В Facebook отметили, что формат онлайн-викторин сейчас становится трендом. Самый первый подобный проект, получивший большую популярность, – HQ Trivia – привлек практически на старте $15 млн, при этом общая его стоимость уже на тот момент оценивалась в $100 млн. Авторами приложения стали создатели сервиса коротких видео Рус Юсупов и Колин Кролл.
Практически сразу после запуска HQ Trivia стали национальным феноменом. Схема шоу довольна проста: каждый день в определенное время пользователям приходит push-уведомление о том, что сейчас начнется викторина. Все действие занимает 15 минут, в течение которого пользователи должны ответить на 12 вопросов. Ответившие правильно на все вопросы делят между собой разыгранную сумму. Ежедневная аудитория викторины сейчас насчитывает более миллиона пользователей, причем это все активные пользователи, а не пассивные зрители.
Ежедневно разыгрываются $2 тыс., иногда, по особым случаям, могут разыграть и большую сумму. Например, в канун Нового года пользователи поделили уже $18 тыс. Правда, и тут кроется загвоздка: чем больше игроков-победителей, тем меньшая сумма достанется каждому в итоге, но, похоже, азартных людей это не останавливает. Например, победители новогодней викторины смогли заработать только по $80, а сумма выигрыша обычного эфира сейчас составляет где-то $1-2.  
У шоу есть постоянный ведущий – комик Скотт Роговский, который смог приобрести благодаря ему немалую популярность в Интернете. Роговский шутит в эфире, общается с пользователями, иногда надевает забавные костюмы. Часто в приложении используются продакт-плейсмент и реклама спонсоров: например, среди пользователей как-то разыграли кроссовки Air Max 270.
Интересно, что викторину полюбили люди разных возрастов. Роговский прославился своими так называемыми dad jokes (неоригинальные шутки, присущие мужчинам среднего возраста), поэтому более взрослое поколение воспринимает его как кого-то, с кем оно на одной волне, а молодые люди просто полюбили его иронию над старшими.
Перевод: Когда твой папа любит HQ Trivia так сильно, что ты решил подарить ему на День отца такой же фартук.
Перевод: Даже во время получения диплома не могу пропустить эфир HQ Trivia.

Зарубежные клоны

Российский аналог HQ Trivia – "Клевер" от "ВКонтакте" – заработал в марте этого года. Среди разработчиков приложения был самый молодой сотрудник компании Сева Жидков. Сева рассказал "ДП", что уже за первые 1,5 месяца существования приложения его установили 6 млн человек.
"Клевер" продвигали совместно с популярным ведущим Иваном Ургантом, который провел первые эфиры шоу. Помимо постоянных ведущих, в шоу иногда приглашают звезд, например, однажды там появился актер Дмитрий Дюжев.
Каждый день приложение разыгрывает 50 тыс. рублей, в зависимости от количества игроков пользователи в среднем выигрывают от 30 до 300 рублей. Также в последнее время в викторине появляются и спонсорские призы. На внутреннюю валюту приложения – клеверсы – можно приобрести приставки, игровые контроллеры и стикеры "ВКонтакте".
Но настоящую, без преувеличения, бешеную популярность формат онлайн-викторин приобрел в Китае. Там существуют целых четыре клона HQ Trivia – Millionaire Heroes, Chongdingdahui, Millionare Winner, и Zhishichaoren. Причем их призовые фонды во много раз выше, чем у западных аналогов. Как пишет Business Insider, ежедневно они могут разыгрывать более $300 тыс., а суммарная аудитория может достигать нескольких десятков миллионов активных пользователей.

Телефонный наркотик

Андрей Поскряков, консультант по клиентоориентированности компаний и лояльности клиентов, считает, что онлайн-викторины могут стать отличным способом продвижения продукции компаний.
"Facebook поступили весьма разумно и как хорошие инвесторы, вложившись в разработку подобной платформы. Фактически онлайн-викторина – это наркотик, который перенесли в карман пользователей. Для того чтобы посмотреть такое шоу по телевизору, его сперва нужно включить, а здесь этого делать не надо. Развлекательный и увлекающий контент находится на расстоянии одного клика по иконке, и он ненавязчиво постоянно напоминает о своем существовании. Многие вещи становятся для нас все более удобными, похожая история была, например, с различными бытовыми мобильными приложениями, как у такси", – рассказал он.
Именно эта легкодоступность и является причиной, почему пользователи играют в викторину даже при малом призовом фонде. Поскряков также считает, что в дальнейшем популярность онлайн-викторин обязательно спадет, но останется их преданная аудитория.
"Это очень классная история. Скорее всего, после крупных игроков на онлайн-викторины переключатся более мелкие компании. К тому же весьма выгодными и интересными здесь выглядят перспективы партнерских соглашений и продакт-плейсмента", – заметил маркетолог.