Системный подход с китайским акцентом. Петербургский разработчик создаст с Lenovo продукт под "закон Яровой"

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Петербургская компания RAIDIX, в которую 2 года назад инвестировал "Ростелеком", договорилась с китайской Lenovo о создании совместного продукта — систем хранения данных. Их смогут использовать операторы связи для исполнения "закона Яровой" или госструктуры — для программ типа "Безопасный город".

Петербургский разработчик программного обеспечения RAIDIX договорился с китайской Lenovo об объединении продукции двух компаний в единое решение — высокопроизводительные системы хранения данных. Для них как раз подоспел новый рынок — операторам надо собирать трафик своих абонентов, как того требует "закон Яровой".
"Наши системы могут быть использованы операторами связи и, мы надеемся, будут использованы. Это один из больших потенциальных рынков для нас", — говорит Сергей Платонов, заместитель генерального директора RAIDIX.
Ранее операторы "большой четверки" оценивали свои затраты на такое оборудование в 30 млрд рублей на 5 лет для каждого игрока, а интернет–провайдеры, которых в России многие сотни, — в сумму от 6 до нескольких сотен миллионов рублей за первый год.
Вообще сфера использования высокопроизводительных систем хранения данных очень широка. Они нужны, например, там, где обрабатывается информация, поступающая с видеокамер, как в Петербургском ИАЦ (информационно–аналитический центр). Или в научных учреждениях, где работают суперкомпьютеры. Или в крупных компаниях, где активно используют бэкап. А также в телемедицине и в кино (в ходе обработки отснятого материала кинематографистами) и так далее.

Первые покупатели

На продажах совместного решения, по словам Платонова, партнеры планируют за 3 года заработать около $1,5 млрд, из них 10–15%, то есть хотя бы $150 млн, достанется RAIDIX.
Таким образом, петербургская компания многократно увеличит масштабы своего бизнеса. По данным "СПАРК–Интерфакс", в 2016 году выручка ООО "Рэйдикс" составила 50,3 млн рублей, чистая прибыль — 5,6 млн рублей. Данных за 2017 год нет, но в компании говорят, что сейчас ее выручка — "единицы миллионов долларов в год". Там ожидают роста показателя хотя бы на 25% за первые полгода продаж совместного продукта.
"Сейчас в процессе две сделки по поставкам нашего программно–аппаратного комплекса, — говорит Сергей Платонов. — Один из будущих покупателей — российская ресурсодобывающая компания, другой находится в Турции. Надеемся, что в течение III квартала эти договоренности превратятся в поставки".
"В первую очередь мы ориентируем наш совместный продукт с RAIDIX на Россию, — уточняет Антон Болдин, менеджер продуктов для дата–центров компании Lenovo в РФ и СНГ. — И мы не ограничиваемся конкретным сегментом рынка. Нашими клиентами могут быть госструктуры, которые строят системы видеонаблюдения. Ретейлеры, которые заняты сбором данных. Операторы, которым надо исполнять "закон Яровой", и многие другие. Продукт от RAIDIX интересен тем, что он может использоваться во многих вариантах. Мы присматривались ко многим производителям, но выбрали их".
При этом у Lenovo есть еще четыре партнера кроме RAIDIX по созданию программно–аппаратных комплексов хранения данных — все это зарубежные компании. Какой из серии совместных продуктов будет продан конкретному клиенту, зависит прежде всего от желания заказчика, говорит Антон Болдин.
Президент ГК "КОРУС Консалтинг" Александр Семенов считает, что неэксклюзивность сотрудничества RAIDIX с Lenovo заметно снижает значимость данного союза для российской компании.
И все же RAIDIX рассчитывает с помощью нового партнера выйти на гораздо более широкий рынок, чем ранее. Кстати, как раз Lenovo запросила от россиян эксклюзивности некоторых функций поставляемого ПО — конкретные аспекты еще обсуждаются сторонами.

Связующие звенья

Эксперты и участники телеком–рынка считают, что продать систему хранения данных операторам связи под "закон Яровой" будет сложно. Во–первых, как рассказывал "ДП", на этом рынке уже есть предложения от других компаний вроде "МФИ Софт", имеющих авторитетную поддержку на высоком уровне (входит в холдинг "Цитадель", связываемый с Алишером Усмановым). Во–вторых, "закон Яровой" еще не выстрелил, как говорят аналитики, то есть вала заказов на хранилища данных до сих пор нет, хотя часть требований вступает в силу уже 1 июля, и до второй части осталось совсем немного времени — до 1 октября.
"Относительно "закона Яровой" я не разделяю оптимизма представителей RAIDIX, — говорит Дмитрий Петров, генеральный директор петербургского оператора "Комфортел". — Чтобы их надежды сбылись, они должны тщательно изучить требования к оборудованию для "закона Яровой". В первую очередь они должны получить сертификацию и возможность взаимодействия с конкретным пультом управления, то есть к той части программно–аппаратного комплекса, которая стоит в ФСБ".
По мнению Дмитрия Петрова, более вероятно, что партнеры смогут двигать свой продукт в рамках программ типа "Безопасный город", в которых активно участвует "Ростелеком". По данным "ДП", программное обеспечение RAIDIX уже используется в петербургском ИАЦ, куда стекается информация с городских камер наблюдения.
"Ростелеком" вложился в RAIDIX в 2016 году через свой венчурный фонд "КоммИТ Кэпитал": за $1,3 млн (100 млн рублей) он приобрел 30,03% ООО "Рэйдикс". Тогда покупатель сообщал, что таким способом госоператор выполнил часть своего плана по снижению зависимости бизнеса от глобальных, то есть западных, вендоров. Сегодня крупнейший в России оператор связи и сам использует продукцию RAIDIX, и прокладывает ей дорогу.
Компания RAIDIX также получала поддержку фонда "Сколково" ($700 тыс.) на своем старте — в 2011 году, когда и была зарегистрирована. Однако работа над будущим продуктом началась 2 годами ранее, ее курировал совладелец петербургской IT–компании Digital Design Андрей Федоров. Сейчас ему принадлежат 69,97% ООО "Рэйдикс".

Весело шагать

Как говорят отраслевые эксперты, Lenovo — удобный партнер для RAIDIX, так как его оборудование стоит сравнительно дешево.
Невзирая на многочисленные прогнозы последних 2 лет о том, что в России вот–вот начнется бурный рост продаж серверов, а также услуг по хранению данных, пока ярких подтверждений тому не находится. Рынок систем хранения данных в России в 2017 году уменьшился, несмотря на колоссальную поддержку, которую ему оказывает рынок видеонаблюдения.
А вот мировой рынок корпоративных систем хранения данных хорошо растет — в I квартале 2018 года выручка производителей составила $13,01 млрд (рост на 34,4%). Среди крупнейших вендоров — Dell EMC, HPE, IBM и Hitachi.
В ассоциации разработчиков ПО "Руссофт" и ряде IT–компаний считают, что RAIDIX с помощью Lenovo может шагнуть на зарубежные рынки, доступ к которым для российских разработчиков закрыт из–за санкций. "Союз производителей программного и аппаратного обеспечения из различных стран — правильная идея для выхода на международные рынки, — говорит Александр Семенов. — Наличие зарубежного партнера поможет снизить риски, связанные с возможным отказом в закупке IT–решения из–за его происхождения".
Но похоже, что RAIDIX нужен Lenovo именно для российского рынка, в том числе для продаж в рамках импортозамещения.
Для исполнения "закона Яровой" высокопроизводительные системы не особо нужны. Операторы хотя бы поначалу будут использовать что–то попроще. Ключевой момент для союза RAIDIX и Lenovo — вскочить на волну проектов, которые полетят. Это могут быть, например, комплексные системы видеонаблюдения или видеоаналитика.
Юрий Брюквин
гендиректор аналитического агентства "Рустелеком"
Это нормальная интеграция российской компании на мировой рынок. RAIDIX умеет на существующем "железе" сделать более эффективное хранение данных. Его продукцию покупали в США, в том числе в Голливуде. Медиа, медицина, полиция — все, кому быстро надо перерабатывать большие объемы данных, — вот рынок сбыта. Ясно, что RAIDIX нужно использовать одновременно различные каналы продаж. Продавать через поставщика "железа" очень выгодно: у него уже есть готовая база клиентов. Конечно, то, что среди владельцев RAIDIX есть структура "Ростелекома", повлияло на интерес зарубежных партнеров. Крупнейший российский оператор часто вкладывается в компании, продукцией которых сам хочет пользоваться, — это показатель качества.
Валентин Макаров
Президент НП "Руссофт"
Понятно, что для RAIDIX это отличный канал реализации продукта. Lenovo — один из лидеров в данном сегменте. Подписать договор с таким брендом — это огромная работа, так что коллег можно только поздравить. Но надо понимать, что дальше ситуация может развиваться по нескольким сценариям. Хорошо, если планы сбудутся, Lenovo сможет повысить свои продажи за счет сотрудничества — тогда оно будет продолжено. Может ли Lenovo потребовать эксклюзивности ПО от RAIDIX? Может. Но, скорее всего, им ее не дадут. В таком бизнесе эксклюзивность обычно означает, что компанию покупают. Думаю, что наличие среди владельцев структуры "Ростелекома" сыграло роль как присутствие любого крупного стратегического инвестора.
Александр Егоров
генеральный директор компании «Рексофт»
На территории России Lenovo и RAIDIX могут вместе продвигаться, тут у них интересы общие. Но неизвестно, насколько активно Lenovo будет продвигать совместный продукт за рубежом, откроет ли он для россиян свои каналы дистрибуции. Всегда есть риск, что вскроются русские корни продукции и западные компании откажутся ее закупать.
Михаил Беляев
руководитель офиса "1С–Битрикс" в Петербурге