Соседи перетягивают грузы у портов Петербурга и Ленобласти

Автор фото: Сергей Ермохин

На фоне общего роста грузооборота морских портов России на 2,7% гавани на Балтике теряют потоки наливных грузов и зерна. Однако новые проекты могут изменить тенденцию уже в ближайшие годы.

За 5 месяцев 2018 года объемы перевалки грузов в портах Петербурга и Ленобласти снизились на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

С задумкой на будущее

Отдельно за май объемы перевалки зерна в Большом порту выросли на 19%, до 29,7 тыс. т, однако всего за 5 месяцев динамика остается отрицательной. С января по май петербургский порт перегрузил на 18% меньше зерна, чем за этот же период 2017 года, — 114,2 тыс. т. Объемы перевалки этого груза в Петербурге несущественные. Так, львиная доля российского зерна идет через Новороссийск, а на Балтике — через латвийский порт Лиепая. За 5 месяцев перевалка зерновых там выросла на 31,4%, до 1,374 млн т.
Как объясняют эксперты, предпочтение Лиепае грузоотправители отдают потому, что латвийский терминал предоставляет качественные услуги и позволяет отделять разные сорта пшеницы, что невозможно у нас.
На сегодня зерновой грузооборот Латвии оценивается примерно в 4 млн т в год. Россия хочет забрать эти грузы себе. В течение ближайших 3–4 лет в Усть–Луге заработает новый терминал "Новотранса" по перевалке и переработке зерновых культур, а также два терминала для генеральных грузов и пищевых продуктов.

Затерявшийся груз

Также российские порты намерены перетянуть от соседей контейнеры, которые доставляются в порты Прибалтики и в дальнейшем пересекают границу России уже через сухопутную таможню. За 5 месяцев 2018 года Большой порт Санкт–Петербург показал рост перевалки контейнеров на 16%, что составило 898,6 тыс. TEU, и сохранил лидирующие позиции по данным грузам среди российских портов на Балтике.
В Усть–Луге контейнерооборот также увеличился, но всего на 2%, и объемы по сравнению с петербургским портом остаются незначительными — 32,9 тыс. TEU. Участники рынка объясняют это тем, что в областной порт реже заходят судовладельцы, кроме того, у него неудобные транспортные подходы.

Надежда на газ

По перевалке наливных грузов положительную динамику показал только Большой порт — рост составил 28%, до 3,6 млн т. Потерял больше остальных Приморск, и это касается именно сырой нефти, объемы которой упали почти на четверть, до 16,1 млн т. Такую динамику обусловило решение "Транснефти" (владеет портом) по перераспределению грузопотоков.
Активнее всего растет перевалка сжиженного природного газа (СПГ) — в порту Усть–Луга за 5 месяцев перевалили на 24% больше СПГ, чем годом ранее. Несмотря на то что объемы пока незначительные, 1021,4 т, данное направление имеет большие перспективы.
Сейчас "Газпром" и Shell работают над проектом завода "Балтийский СПГ" в Ленинградской области мощностью 10–15 млн т, который заработает через 4–5 лет.
Загрузить нефтеналивные терминалы на Балтике российское руководство намерено также белорусскими нефтепродуктами, которые переваливаются преимущественно в литовском порту Клайпеда. Однако сейчас белорусские НПЗ отказываются от услуг России, даже несмотря на скидки со стороны РЖД, объясняя свой выбор в пользу Прибалтики наличием долгосрочных контрактов.