"Тепломагистраль" требует в суде переписать кредитный договор с ВТБ от 2005 года

Автор фото: Ваганов Антон
Тепломагистраль «Восточная».

АО "Тепломагистраль", построившее на основании соглашения с участием Смольного трубу теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ до ближайшей котельной ГУП "ТЭК", пытается избежать введения процедуры банкротства по иску ВТБ. Для этого компания требует пересмотра кредитных договоров, заключенных еще в 2005 году. Суд учел социальную направленность бизнеса компании и заморозил процедуры взыскания по двум из трех кредитов банка.

На прошлой неделе Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял два определения о наложении обеспечительных мер в виде приостановки взыскания задолженности АО "Тепломагистраль" в пользу Банка ВТБ по двум кредитным договорам, заключенным еще в 2005 году. По этим договорам долги компании перед банком составляют (по данным судебных актов) соответственно 345 млн и 484 млн рублей, а проценты — 250 млн и 320 млн. Третий иск, в рамках которого компания просит приостановить взыскание по третьему кредиту еще не принят к рассмотрению, и ходатайство о принятии аналогичных обеспечительных мер также еще не удовлетворено. Если суды удовлетворят и его, то 20 июня, когда состоится очередное заседание по иску ВТБ о банкротстве "Тепломагистрали", во введении процедуры наблюдения снова (как было уже несколько раз) скорее всего, будет отказано.
"Мы считаем заявления "Тепломагистрали" о пересмотре ряда пунктов кредитных договоров с ВТБ безосновательными и направленными на затягивание судебного процесса. Банк продолжит отстаивать свои интересы в судебном порядке", — сообщили "ДП" в пресс-службе ВТБ.
Эти три кредита — последние из 50 кредитных соглашений, по которым ВТБ в 2005-06 годах выдал "Тепломагистрали" около 3 млрд рублей под 13% годовых для строительства теплотрассы протяженностью 11,7 км и диаметром 1420 мм от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской котельной ГУП "ТЭК" в Приморском районе Петербурга, соединенной с общегородскими теплосетями. Суть исков компании к банку сводится к требованию пересмотреть ряд пунктов этих соглашений в сторону уменьшения процентной ставки и штрафных санкций.
Магистраль вместе с теплообменной станцией была сдана в ноябре 2006 года и обошлась примерно в 3 млрд рублей. Деньги на строительство дал банк ВТБ. Но после начала кризиса в 2008 году и смены губернатора в 2011 году структура собственников компании неоднократно менялась. На сегодня, по данным СПАРК, владельцами "Тепломагистрали" являются ООО "Алмазинвест" Леонида Крупника, ООО "Мегапром" (100% у кипрского офшора Pekorno trading ltd, связанного с украинским бизнесменом Петром Киршнером), ООО "Лидер" Елены Лебединской (имеет связи со структурами семьи леди-миллиардера Виктории Шамликашвили).
"Проблема сегодня осталась всего одна, и состоит она в том, что эффективная процентная ставка по кредитам ВТБ, которую банк пытается получить, сегодня составляет 53% годовых, — комментирует иски Виктория Шамликашвили, член совета директоров "Тепломагистрали". — Мы пытаемся через суд привести договоры хотя бы к тем 13%, которые фигурировали в договорах изначально. Дело в том, что у нас уже давно не проект, а реальный объект, который 12 лет снабжает теплом огромный Приморский район и стабильно генерирует финансовые потоки. И позиция банка, который до 2020 года за свои менее 3 млрд рублей должен получить в общей сложности более 6,4 млрд, а вместо этого, получив на сегодня в общей сложности 4,5 млрд, пытается ввести у нас совершенно необоснованную процедуру банкротства, требуя более 8 млрд рублей, нам чужда и непонятна".
С 2012 года между компанией, ее совладельцами,  ГУП "ТЭК" и банком не утихают судебные баталии. Сначала "Тепломагистраль" требовала долги с ГУП "ТЭК", потом банк предъявил к досрочному погашению всю сумму кредитов (включая проценты до 2020 года), а затем ее совладельцы пытались оспаривать сами кредитные договоры с банком, мотивируя это отсутствием одобрения крупной сделки. Но в этих исках было отказано в связи с истечением сроков исковой давности.

Строптивый директор

Эти споры затянулись до начала 2018 года, пройдя по несколько раз все судебные инстанции: суды, внимая доводам юристов компании о социальной направленности проекта, дали рассрочку на исполнение своих решений о взыскании денег на 3 года, а по их истечении в 2017 году еще долго решали, дать ли такую же рассрочку еще раз. Тем временем банк еще в 2015, а затем в 2017 году инициировал процедуры банкротства "Тепломагистрали", однако во введении процедуры наблюдения суды неоднократно отказывали в связи с назначенными рассрочками. В итоге 1 июня 2018 года Арбитражный суд Северо-Западного округа отменил рассрочку на выплату взысканного долга, предоставленную нижестоящим судом. В связи с этим суд возобновил и дело о банкротстве компании, назначив заседание по рассмотрению заявления ВТБ на 20 июня 2018 года.
Однако "Тепломагистраль" вынула последний козырь: подала три иска о пересмотре кредитных договоров. По этим искам суды наложили обеспечительные меры в виде приостановки взыскания по кредитам. Теперь, считают эксперты, у суда по делу о банкротстве будут основания для новой приостановки производства. "Тактика должника мне понятна, она балансирует на грани приличия, но я отдаю должное мастерству его юристов, — комментирует партнер Апелляционного центра Владимир Полуянов. — Банкротство, согласно позиции Верховного суда, является ординарной процедурой взыскания, и с орфографической точки зрения основания для приостановки его производства в связи с принятием данных обеспечительных мер есть. Другое дело, что и у банка есть варианты ответного хода — я лично вижу как минимум один".
По словам Виктории Шамликашвили, "Тепломагистраль" допустила просрочки по кредитам в 2012 году, когда ГУП "ТЭК Петербурга" возглавил Артур Тринога: "При нем предприятие продолжало получать от нас теплоэнергию с ТЭЦ, но платило только после прохождения трех инстанций суда. В свою очередь банк, когда мы еще платили, в одностороннем порядке раскидал поступавшие от нас суммы по мелким кредитам, закрыв все, кроме 14 крупнейших. И начал по оставшимся судебные споры. Когда в 2014 году Тринога покинул пост, его преемник Игорь Федоров через какое-то время разобрался в проблеме взаимоотношений с нами, и платежи возобновились. Постепенно долг перед нами был погашен — частично по суду, а частично добровольно — и мы также гасили тела и проценты по кредитам ВТБ. Теперь у нас из всех кредитов осталось только три на общую сумму 1,482 млрд рублей. Мы готовы выплатить эти суммы до 2020 года — как изначально и было предусмотрено кредитным соглашением — под те же 13% годовых. Я уже молчу о том, что сегодня даже эта ставка не является рыночной, мы согласны и на нее. Итого мы за оставшиеся 2,5 года должны выплатить около 2 млрд рублей".