Петербургская компания арестованного миллиардера Зиявудина Магомедова вошла в процедуру банкротства

Автор фото: Александр Щербак/ТАСС
Москва. Совладелец группы компаний "Сумма" Зиявудин Магомедов во время рассмотрения ходатайства о продлении его ареста в Тверском суде.

Арбитражный суд ввел процедуру наблюдения в отношении компании "Стройновация" — крупного петербургского дорожного подрядчика, входящего в группу "Сумма" опального миллиардера Зиявудина Магомедова.

На прошлой неделе Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал обоснованными сразу пять заявлений (что является одним из первых случаев в судебной практике) о признании банкротом ООО "Стройновация". Одновременно суд включил эти компании в реестр кредиторов с требованиями на общую сумму около 210 млн рублей: ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (187 млн), ПАО "Находкинский судоремонтный завод" (25 млн) и др. — и ввел в "Стройновации" процедуру наблюдения. Временным управляющим назначена а/у Елена Эйсмонт из Владивостока.
ООО "Стройновация" — крупный инфраструктурный подрядчик, зарегистрированный в Ленобласти, портфель заказов которого за последние 5 лет составил около 55 млрд рублей. Крупнейшие заказчики — "Ространсмодернизация" (35 млрд рублей за модернизацию портовых сооружений и железнодорожных терминалов в Приморском крае), Управление дорог Кавказа (8 млрд рублей за строительство трассы М-29 из Краснодара в Баку через Грозный и Махачкалу), Управление дорог "Азов" (7 млрд рублей на строительство трассы Р-215 из Астрахани в Махачкалу), РЖД (строительство железнодорожной инфраструктуры полигона Восточный за 6 млрд рублей), Росавиация (реконструкция второй очереди калининградского аэропорта Храброво за 3 млрд рублей) и Смольный (2 млрд рублей на строительство Финляндской улицы в Приморском районе Петербурга). Активы по балансу компании на 2016 год составляли 17,026 млрд рублей (в 2015 году — 20 млрд рублей), долги, по данным Credinform, — 17,055 млрд рублей. Оборот в 2016 году составил около 7,5 млрд рублей (12,6 млрд годом ранее), чистый убыток — 1,5 млрд рублей (прибыль — 324 млн в 2015 году).
Компания принадлежит кипрскому офшору Berchin Ltd. Однако до сих пор она позиционировалась как структура группы "Сумма" Зиявудина Магомедова. "Сумма" до недавнего времени имела крепкие позиции на рынке Петербурга. Помимо дорожных работ "Стройновации", ее структуры, в частности, осуществляли намыв территорий Крестовского острова для строительства станции метро "Новокрестовская".
Однако после задержания и ареста бенефициара группы Зиявудина Магомедова и его брата Магомеда минувшей весной по подозрению в организации преступного сообщества, мошенничестве и растрате 2,5 млрд рублей эти позиции пошатнулись. А накопившиеся к тому времени финансовые проблемы обрели новый оттенок.
Дело о банкротстве "Стройновации" находилось на "нулевой" стадии с марта 2017 года. "Третьи лица" последовательно гасили поступающие в суд требования о признании компании несостоятельной. Однако весной 2018 года Верховный суд разъяснил нижестоящим судам, что такая практика является порочной: она позволяет должнику, имеющему признаки несостоятельности, необоснованно реструктуризовать задолженность, в результате чего кредиторы окажутся в разных условиях в зависимости от времени подачи иска. После этого судья Арбитражного суда СПб и Ленобласти Илья Шевченко разглядел, что третьи лица (ООО "СН-ГЭС" и ООО "ГС-Инжиниринг"), которые гасили требования кредиторов "Стройновации", имеют "общие экономические интересы с должником" поскольку их в судах представляют одни и те же юристы, и для него "стало очевидным, что компания испытывает серьезные проблемы с ликвидностью, и в данном случае у должника наблюдается не просто временный кассовый разрыв, а более существенные экономические трудности".
Поэтому на очередном заседании, когда по старым правилам подошла пора рассматривать требование ООО "Находкинский судоремонтный завод" на 22 млн рублей и ООО "ГС-Инжиниринг" принесло документы о погашении этого требования и отказ от него в порядке правопреемства, судья Шевченко поступил нестандартно: он удовлетворил сразу пять следующих по очереди требований. При этом кандидатуру временного управляющего он выбирал, также исходя из принципа "исключения ситуации, когда сам должник смог влиять бы на кандидатуру арбитражного управляющего", и назначил Елену Эйсмонт, которую предложил самый первый кредитор, чьи требования были погашены еще прошлым летом. В "Сумме" пока не прокомментировали ситуацию.
"Такие ситуации уже есть, мы с ними и сами уже сталкивались, эта позиция суда соответствует не только разъяснениям ВС РФ, но и новым положениям закона "О банкротстве", — комментирует кейс управляющий партнер "Прайм эдвайс" Инна Вавилова.