Велосипеды черной краской. Как приучить любителей двухколесников к соблюдению дорожных правил

 

На минувших выходных по Западному скоростному диаметру вместо машин мчались велосипедисты. Этот фестиваль стал очень примечательным событием. Ведь он доказал простую истину: водить двухколесники в Петербурге надо только так, в одиночестве.
Петербург велосипедистов прежде никогда не баловал. Открытие велодорожек было показушным. Например, в Купчино. Там в 2011 году под рукоплескания главы администрации Фрунзенского района Терентия Мещерякова открыли полукилометровую велодорожку на пр. Славы — вдоль парка Интернационалистов. Она вела из ниоткуда в никуда. Знаков не было, а разметка стирается быстро.
В последние годы ситуация вроде бы меняется. Но реализация масштабных планов по созданию дорожек из центра на окраины выглядит скорее как новый способ освоить бюджет. На Карповке разметку нарисовали там, где спустя незначительное время начали рыть инженерные сети. На Фонтанке в этом году поменяли асфальт — вместе с велоразметкой. При заезде на мост Бетанкура приходится нарезать крюки, прежде чем попадешь на него со стороны Уральской ул.
Надо признаться: создание специальных коридоров для экологического транспорта — это, безусловно, плюс. Велолюбители не должны никому создавать проблем — ни пешеходам, ни автомобилистам. Их надо уединить вместе с их металлическими игрушками, изолируя от основного трафика. Главный плюс полноценных велодорожек в том, что их пользователям не требуется изучать правила дорожного движения. Разве что минимальные, на школьном уровне: красный — стой, зеленый — крути педали.
Вы когда–нибудь видели владельца двухколесного друга, который соблюдает основные ПДД? Мне о таких говорят, но в жизни обнаружить их не получается.
Есть великий соблазн мазать все одной черной краской — и я ему поддамся. Велосипедисты всегда едут на красный свет на пешеходных светофорах, поскольку неохота после остановки вновь разгоняться; всегда едут на закрытый переезд, если не видно поезда; для них нормально двигаться по встречке (в том числе по односторонней улице "против шерсти"); им кажется обычным ехать по зебре вместе с пешеходами, заставляя тех отпрыгивать в сторону. Я уж не говорю про, казалось бы, невероятные маневры типа диагонального пересечения перекрестка.
А все потому, что даже представить сложно, как гаишник взмахнет палочкой перед носом человека со звонком. Гаишник, наверное, даже не знает, что может остановить велосипед.
Мне скажут, что автомобилисты тоже нарушают. Да, но автомобилисты предсказуемы. Если они нарушают, то другие участники движения это понимают. Некоторые действия приводят к заторам, дополнительным маневрам. Вот, скажем, терпеть не могу тех, кто припаркован во втором ряду, даже если "на одну секундочку". Но все это не сравнится с вдруг вылетевшим на зебру велосипедистом, даже если у него зеленый свет.
Уверен, что решением проблемы станет обязательное получение велосипедистами водительских удостоверений. Непродолжительная учеба в автошколе (ну или в велошколе) заставит понять, что машины и пешеходы — это не просто ландшафт на дороге велогонщика. Что это — потенциальная угроза для велогонщика, а велогонщик — для них. Иначе вспоминается анекдотичная надпись на могиле: "Зато я соблюдал правила".
Но чиновники идут по иному пути. Недавно заговорили о поправках в ПДД, разрешающих велосипедистам… не спешиваться на зебре со светофором. Да, с оговорками: ехать надо будет не быстрее пешеходов и по правой бровке. Но ведь понятно, что ехать со скоростью пешеходов никто не будет. А значит, прямая дорога — под колеса машин.
А пока обязательное получение прав не ввели, призываю водителей не забывать сигналить велосипедистам каждый раз, когда те будут ехать по зебре. И побольше велопробегов! Желательно, правда, не по дорогам общего пользования.