Контроль становится еще жестче. Потребительские товары могут подорожать на 10% из-за обязательной маркировки

Эксперимент по маркировке товаров, направленный на борьбу с контрафактом, может привести к подорожанию потребительских товаров до 10%. Небольшие производители рискуют уйти в минус из–за затрат на оборудование.

Российские производители товаров готовятся к обязательной маркировке продукции. По замыслу правительства, она призвана очистить российский рынок от контрафакта. Однако не все игроки рынка верят в эффективность этой меры и уже подсчитывают расходы на новую систему.

Пальто и наволочка с меткой

Идея маркировки товаров не нова. С лета 2016 года метки обязательны для изделий из меха, в процессе обкатки — система маркировки лекарств. С начала этого года идет эксперимент по маркировке табачной продукции. А вот со следующего года список товаров, подлежащих обязательной маркировке, дополнят фотокамеры, парфюмерия, одежда, обувь, а также постельное белье. Такой массовый охват поддерживают отнюдь не все.
Не вызывает сомнений необходимость обязательной маркировки у производителей сигарет: доля контрафакта на их рынке велика и динамично растет. По данным "ДП", объем торговли контрабандными сигаретами в Петербурге и Ленобласти составляет 5 млрд рублей в год. Цифровая маркировка позволит подтвердить подлинность и проследить движение легальных сигарет в легальных каналах продаж. Поэтому она может стать хорошим подспорьем в борьбе с распространением подделок, считает Максим Курганский, руководитель отдела по противодействию незаконному обороту табачной продукции компании "БАТ Россия".
Табачники готовы вкладываться в дополнительное оборудование. Но платить за это придется потребителю. "Если стоимость генерации одного кода для маркировки одной пачки составит 50 копеек, то расходы всей табачной отрасли превысят 6 млрд рублей. Инвестиции российских фабрик в установку нового оборудования, по нашим предварительным оценкам, составят около 3 млрд рублей", — приводят данные в "БАТ Россия".
В сети магазинов обуви Zenden, напротив, считают, что выстраивание эффективной работы внутри товаропроводящей цепи позволит снизить торговую наценку на 2–10%. "Маркировка обуви решит многие проблемы экономики, крайне благоприятно скажется на ее развитии и позволит ежегодно экономить средства бюджета на распутывание серых коммерческих схем", — рассчитывают в этой компании.

Нужны другие меры

Другая ситуация с производителями текстиля, лекарств, фотокамер. По их мнению, доля контрафакта среди такой продукции ничтожно мала, а необходимость ставить метки приведет к повышению цен. Так, по данным Росздравнадзора, доля фальсифицированных лекарств в России — менее 0,01%, и за подделку лекарств предусмотрено уголовное наказание. По оценкам RNC Pharma, от внедрения системы меток цены на лекарственные препараты могут вырасти на 3–4%.
"Нет сомнений, что и производители, и розница попытаются переложить хотя бы часть затрат, связанных с обязательной маркировкой, на конечного потребителя", — уверен Алексей Коренев, аналитик ГК "ФИНАМ".
"Текстиль — это же не водка, какой может быть контрафакт? Очень странная, мало продуманная идея", — сетует представитель текстильной фабрики "Ситрейд". Из–за низкой маржи в этом бизнесе, поясняют на фабрике, производителям придется работать в минус за счет увеличения расходов на работу сотрудника и этикетку, в итоге цена товара вырастет на 10–15%.
"Рынок и так под достаточным контролем. Все, что необходимо, уже можно считывать сканерами штрихкодов. Да и представить себе поддельный зеркальный фотоаппарат известного бренда можно с трудом", — говорит операционный директор "Юлмарта" Михаил Лысенко. По его мнению, маркировка вряд ли приведет к уменьшению контрафактной продукции, но увеличит нагрузку на законопослушных игроков.
В интернет–магазине "Фотосклад" долю контрафакта в различных сферах фототехники оценивают в 5–30%. По словам ретейлера, первый шаг к ее сокращению — введение пошлин для иностранных интернет–магазинов, так как основная доля поддельной продукции поступает именно из–за рубежа — в основном из Китая. А вот затраты на метки могут усугубить ситуацию для отечественных производителей, которые и без того находятся в плачевном состоянии, считают в "Фотоскладе".
Магазинам с широким ассортиментом потребуется наличие нескольких систем, а это сопряжено с большими затратами на внедрение и эксплуатацию, отмечает Николай Беспалов, директор по развитию компании "АРЭНСИ Фарма". Вероятно, что крупные интернет–магазины из–за внедрения систем маркировки будут вынуждены специализироваться на конкретных видах товара.
"Если требование к маркировке вступит в силу для всех категорий товаров одновременно, не избежать дефицита чипов, а значит, и саботирования программы производителями и продавцами — у них будет железобетонный довод в виде нехватки микрочипов", — прогнозирует Алексей Коренев.
Первые 3 месяца пилотного проекта маркировки сигарет не выявили особых технических проблем, связанных с переоборудованием фабрики или особенностями производственного процесса. Участие в эксперименте не потребовало от компании перестройки производственных линий. Мы рассчитываем на успешное завершение эксперимента, что позволит повысить прозрачность на рынке табачных изделий и обеспечит барьер для доступа нелегальной табачной продукции на российский рынок.
Сергей Головко
вице–президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России
Опыт внедрения обязательной маркировки меховых изделий абсолютно точно позволил очистить рынок от контрафакта. Мы ждем аналогичного эффекта по одежде. Наши затраты — это программное обеспечение и перестройка бизнес–процессов. Плюс некоторое усложнение процесса коммуникации с фабриками. Пока не совсем понятен процесс возврата товара покупателями и некоторые другие моменты. Надеемся, что закроются или опустеют рынки, которые заполнены контрафактом, не только в регионах, но и в Москве.
Анна Сироткина
коммерческий директор сети магазинов Baon
Зачем маркируют мех, алкоголь? Чтобы уменьшить количество контрафакта. Но в одежде подделки бывают только в сегменте люкс! Таможня не может полностью контролировать контрафакт, и правительство перекладывает ответственность на производителей, на магазины. Вместо того чтобы поддерживать российского производителя, государство вешает на него очередную обязанность и продолжает его доить.
Мария Шемякина
Руководитель Отдела Продаж фабрики пальто MiLtex