Кто покажет выгоду. Перед ЧМ-2018 в Петербурге взлетели продажи телевизоров и трансляций на спортканалах

Автор фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ
Автор фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

На интересе к футбольным матчам зарабатывают рестораторы, продавцы телевизоров и телепакетов. Главное — избежать штрафов за нелегальные трансляции.

Спрос на телевизоры в Петербурге накануне чемпионата мира по футболу растет на 20%, на пакеты спортивных каналов — в 2,5 раза, также развивается рынок авторских прав.

Успеть к чемпионату

Рост спроса на телевизоры продавцы бытовой техники и электроники ощутили еще в прошлом году. "Основной всплеск пришелся на 2016–2017 годы, когда полным ходом шла подготовка к турниру. Тогда спрос вырос примерно на 15–20%", — говорит гендиректор ГК "Фотосклад" Алексей Банников. Сейчас динамика держится на уровне 7%. По данным "Фотосклада", наиболее популярны телевизоры с диагональю 43 дюйма стоимостью около 30 тыс. рублей — их доля выросла до 68%. Такие модели подходят как для обычных пользователей, так и для бизнеса. На юрлица приходится 30% продаж телевизоров.
В "Эльдорадо" доля явных B2B–продаж составляет несколько процентов, но в ближайшие пару недель она может вырасти. "С середины мая у нас растет спрос на телевизоры с большой диагональю, этот всплеск мы связываем с ЧМ по футболу, а также с нашими акциями, приуроченными к этому событию", — говорит Юрий Бадер–Баер, представитель компании. Сеть отмечает пятикратный рост спроса на акционные телевизоры.
Бренд–шеф Chili group Александр Кишеев подтвердил, что подготовка ресторанов в разгаре: "Обновили на прошлых выходных зал ресторана на наб. канала Грибоедова: купили телевизоры, договорились со своим провайдером о трансляции матчей". По его оценкам, затраты на трансляцию составили примерно 2 тыс. рублей за экран.

Пакетные продажи

О росте продаж отчитались и операторы цифрового телевидения. Как правило, рестораны покупают пакет каналов у них, решая таким образом и проблему законности трансляции. В соответствии с регламентом FIFA по проведению публичных показов без отчислений в эту организацию можно транслировать матчи, если ресторан или другое заведение не взимает плату за вход или просмотр телевизора. Однако при такой трансляции запрещено записывать или видоизменять трансляцию, начинать ее нужно за 20 минут до старта матча и завершить не раньше чем через 10 минут после его окончания. Кроме того, регламент FIFA ограничивает величину аудитории 5 тыс. человек.
Рост спроса на корпоративные подключения был еще в 2017 году — в преддверии Кубка конфедераций, говорит Елена Емельянова, директор департамента продаж бизнес–рынка компании "НТВ–ПЛЮС". В "Триколор ТВ" сообщают, что динамика только усиливается: "В преддверии ЧМ–2018 особенно яркий рост спроса на услуги цифрового ТВ мы видим в B2B–сегменте. Там за май число новых клиентов выросло в 2,5 раза, а в июне ожидаем еще большего роста". Это больше традиционного сезонного всплеска, подчеркивают в компании.

Риск на 5 млн рублей

Самые распространенные нарушения, с точки зрения оператора платного телевидения, — это показ телеканалов в общественном месте по лицензии на домашний показ, а также трансляция матча на нескольких экранах при наличии лицензии только на один экран, отмечают в "НТВ–ПЛЮС".
"Коммерческая трансляция расценивается как нарушение смежных прав, — объясняют специалисты Claims, — контролировать такие нарушения может как сам правообладатель, так и уполномоченные ими лица либо органы внутренних дел". Размер компенсации за нарушение смежных прав составляет от 10 тыс. до 5 млн рублей. Административный штраф для физлица составляет от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей, для юрлица — от 30 тыс. до 40 тыс. рублей. При определении размера штрафа учитывается количество экранов, матчей и посетителей.
Проблема нелегального показа в общественных местах постепенно решается, констатируют в "НТВ–ПЛЮС". Причем в большинстве случаев — в досудебном порядке. "Мы готовы идти навстречу корпоративным клиентам, создавая взаимовыгодные условия для перехода от серых схем к легальному сотрудничеству", — говорит Елена Емельянова.